Голландия. Достучаться до небес

22.02.2020 12:24 1

Этот большой поход Клуба приключений «Русский след» мы назвали «Отцы и дети». Регион — Северное море, Нидерланды, Западно-Фризские острова и окрестности. Парусник — бриг Morgenster, которому 8 ноября 2019 года исполнилось 100 лет!

И регион, и судно выбраны не случайно. Было как минимум четыре причины.

Во-первых, мы хотели свести с Голландией близкое знакомство, а заодно понять, почему именно она была выбрана Петром I в качестве «донора» российских морских традиций.

Во-вторых, мы хотели получить хорошую морскую практику в условиях реального плавания, управляя полноценным парусником.

В-третьих, в течение 12 дней мы намеревались сделать из 30 незнакомых друг с другом «матросов» полноценный экипаж и заразить их вирусом приключений.

И наконец, мы собирались снять об этом фильм.

{{slider|31706}}

С первых же часов в море убеждаешься, что с морскими традициями в Голландии все прекрасно. С первого до последнего дня вы будете поражаться невероятному количеству парусного антиквариата, причем не в виде плавучих экспонатов на вечном приколе (таких, кстати, тоже хватает), а используемого по своему прямому назначению: ловить ветер, трансформируя его в невероятную гамму разнообразных эмоций.

Стартовая точка нашего похода — Ден-Хелдер. Здесь все свободное пространство на воде занято настоящими морскими раритетами. Здесь же на территории действующей верфи находится великолепный морской музей. Преемственность — важнейшая штука.

Специфика мореплавания в этих водах с их каналами, отмелями, огромным числом сложных фарватеров сформировали довольно забавное парусное судно — тьялк. Тьялк — плоскодонное парусное судно с широким корпусом, малой осадкой и, как правило, двумя шверцами по бортам. Они встречаются здесь на каждом шагу, причем большинство из них старожилы — 100 лет от роду и более. Если раньше их использовали утилитарно: ловили рыбу или возили по каналам и вдоль побережья разнообразные грузы, то теперь проводят парусную практику, соединяя ее с культурным досугом экипажей на берегу.

Нам, как «русскому следу», не мешает разобраться: в чем корни такого бережного отношения к своему морскому наследию? А ответ следует искать в прошлом Голландии, считавшейся с XVI века великой морской державой: к моменту появления в Амстердаме Великого посольства царя Петра в 1697 году каждое пятое встреченное в море судно было голландским. А перечисляя Великие географические открытия, к которым причастна Голландия, можно стереть новую клавиатуру.

{{slider|31707}}

И наши российские морские традиции определенно имеют «голландский след». Даже домик Петра I в Зандаме, где царь несколько дней прожил под именем Петра Михайлова, — сухопутное воплощение морских традиций. Заходишь, оглядываешься по сторонам, и… комок подкатывает к горлу, а в животе начинает предательски урчать. Причина в том, что в здании нет ни одной прямой линии — все, из чего жилье было сделано, когда-то было шпангоутом, обшивкой и палубой старого корабля. Леса в стране было мало, зато отслуживших свой век судов хоть отбавляй — вот беднота и строила жилье из того, что было под рукой.

Бриг Morgenster («утренняя звезда» — нидерл.) историю имеет удивительную. Спущенный на воду в 1919 году как рыбачий двухмачтовый люгер, спустя неполные десять лет он лишился мачт и все еще ловил селедку. В 1970 году подошла к концу лицензия, и корабль чуть было не стал плавучей станцией пиратского радио. Но в конце концов в 1983 году судно было выкуплено капитаном Гарри Мютером, чтобы после тотальной реконструкции вновь обрести паруса и стать изящным бригом, который теперь дарит ветер дальних странствий юным романтикам.

Что значит быть членом экипажа на таком судне?

{{slider|31708}}

В первую очередь привыкнуть, что почти все придется делать сообща. «Звездочка», как выяснилось в процессе плавания, ходит в основном под парусами: «голос» двигателя слышишь только при заходе и выходе из порта.

Работа с парусами и особенно на мачте — часть судового ритуала, который необходимо освоить. Все начинается с инструктажа на палубе: как надевать и регулировать страховку, как страховаться при подъеме и при работе с парусами на рее. Первые тренировочные подъемы на мачты проводятся у причальной стенки и только под присмотром инструкторов, особенно если речь идет о детях.

Подъем на мачту почти у всех вызывает поначалу некоторое опасение, и это нормально. Есть даже специальный термин — акрофобия. В острой форме ей подвержены примерно 2% населения. Головокружение, тошнота и паника, оказывается, являются нормальной физиологической реакцией организма на высоту.

Но если ты способен преодолеть свои страхи, наградой станет невероятный вид на самые прекрасные уголки островной Голландии.

Это будет непросто. Палуба становится с каждым метром все меньше и меньше, а мачты раскачиваются все больше даже на небольшой волне. Но уже после второго-третьего подъема желающих забраться на мачту было хоть отбавляй.

День за днем, переход за переходом мы становились командой. Всем, даже самым юным, кто хотел получить опыт управления судном, капитан Гарри не отказывал постоять у штурвала.

Интересно в таких походах наблюдать способность участников находить друг с другом общий язык и интересы. Парусник, видимо, обладает особой аурой единения для всех, кому дорог ветер дальних странствий. Остальное, как говорится, дело техники!

Достучаться до небес

{{slider|31709}}

В таких походах увлекает быстрая смена картинки: условий мореплавания, погоды и портов. Да, заход в порт — приятное разнообразие моряцкой жизни, еще одно чудное местечко, где тебе рады и машут в восхищении. Красивый корабль, слаженная работа команды — это же в самом деле привлекает внимание!

Порт — это непременно новые впечатления. Хотя сначала от Нидерландов не ждешь вау-эффекта, скорее яркого однообразия: каналы, мельницы, тюльпаны. Но каждое новое место не похоже на предыдущее. Острова в прошлой жизни были достаточно замкнутыми сообществами, которые веками формировали аутентичную субкультуру. Даже теперь жители одного существенно отличаются от соседей, а тем более от жителей материка.

Где бы ты ни путешествовал, разумеется, едешь за впечатлениями и… ответами. Вот почему среди сотен уголков Северной Европы создатели фильма «Достучаться до небес» для финала выбрали именно голландский остров Теcсел?

Главные герои обречены — оба смертельно больны, а один из них никогда не видел моря. Огненный шар, заваливающийся за горизонт водной глади, герои фильма должны увидеть прежде, чем финальные титры схлопнут последнюю страницу их жизни: «На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине»/

Остров Тессел — песок, дюны, море — стал теперь туристической Меккой. Погода в этих краях столь переменчива, что к моменту, когда доберешься до «небесного» пляжа, весьма вероятно, что огненный шар будет сокрыт от объектива плотной пеленой тумана и дождя: «За это время мы узнали все виды дождя: прямой дождь, косой дождь, горизонтальный дождь и даже дождь, который идет снизу вверх».

Соседний Терсхелинг — это не только уходящие в бесконечность песчаные пляжи, но и сосновые леса, выросшие прямо на дюнах. Обойти его невозможно, а вот объехать на велосипеде — запросто. Крутишь педали, открываешь мир!

На островах, кстати, можно посерфить (не только из бара в бар): практически на любом пляже есть возможность взять серф или вейк и оторваться по полной.

{{slider|31710}}

Поражает количество музеев: морских, кулинарных, этнографических, художественных — любое наследие, способное привлечь туриста, будет бережно очищено от вековой пыли, а рядом поставлен кассовый аппарат. Никакой иронии, только восхищение! Причем многие музеи интерактивные — можно не только посмотреть и потрогать руками, но и даже поработать самому: поступить на час-другой в подмастерья к сыровару, бондарю или повару.

Вот, кстати, про покушать. Можно отказаться от экстрима или пренебречь полотнами великих мастеров? Ну разумеется! А вот есть вы будете всегда, тем более что местные рыбаки добывают к столу всю морскую вкуснятину из того же Северного моря, в чем легко убедиться, отправившись на ярмарку. Жареные кальмары, сардины и, разумеется, самый главный местный специалитет — селедка. Это НЕЧТО! И мой настоятельный совет: не ждите, когда проголодаетесь, а то ничего не останется.

В общем, поход по Северному морю под большими парусами оставляет приятное послевкусие и… желание вернуться. Хочешь достучаться до небес — повернись лицом к морю!

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Назад в будущее: что ждет деловой туризм в новом десятилетии? 10 презентаций экспертов, с которыми стоит ознакомиться каждому турагенту В Афинах неизвестный обстрелял туристический автобус Хорватия упростила правила въезда для части вакцинированных россиян В ближайшие годы номерной фонд Рас-эль-Хаймы увеличится в 2 раза

Лента публикаций