Пещерные Ван Гоги: шедевры наскальной живописи

26.07.2018 14:44 2

Они не выставляются в Лувре и никогда не получат премию Тернера или «Черный квадрат». Имена творцов неизвестны, зато «полотна» — бессмертны. «Моя Планета» — о самых выдающихся наскальных рисунках мира.

Столица пещерной живописи

Эта пещера является одним из самых значимых памятников каменного века. А открыла ее девятилетняя девочка Мария, дочь испанского археолога-любителя Марселино де Саутуолы. Это она в 1879 году, когда пришла сюда с отцом, подняла глаза кверху и воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!» Смотреть и вправду было на что: фигурки животных оказались выдержаны в одном стиле и пестрили яркими красками, для придания им объема был использован рельеф скалы.

Лавры, правда, достались не девочке, а ее отцу, да и то не сразу — поначалу его считали обманщиком, выдававшим «новодел» за «антиквариат». Даже самые маститые ученые XIX века не могли поверить, что первобытные предки были способны создать такое. Признание заслуги Саутуолы, как водится, пришло только после его кончины. Именно тогда была осуществлена датировка рисунков, и выяснилось, что им порядка 15 000 лет. Итог — восстановление доброго имени и 1500 туристов каждый день.

Увы, популярность оказалась разрушающей: постепенно потолок пещеры начал покрываться плесенью: влажность и углекислый газ от дыхания посетителей делали свое дело, хрупкие природные краски, которыми нарисованы животные, — уголь и охра — приходили в негодность. Пещеру закрыли для посещений, а чтобы не было обидно, рядом открыли ее точную копию — музей, где поместили панно с рисунками. Справедливости ради надо сказать, что некоторые счастливчики могут все-таки попасть в оригинальную пещеру, но их число исчисляется парой десятков в год.

Газетный камень

Эта достопримечательность действительно похожа на газету, только наскальную. Вместо букв здесь фигурки животных, знаки и символы, концентрация и разнообразие которых на 1 м² просто зашкаливает. Оттого-то скала Ньюспейпер-Рок и напоминает газетную полосу. А «печатали» ее, судя по всему, индейцы — древние и не очень. Последние «полосы» были, вероятно, оформлены уже после того, как коренные американцы встретились с европейцами (напомним, что Христофор Колумб открыл Америку в 1492 году), потому что здесь есть изображения колеса, которое индейцы, вопреки распространенному мифу, знали, но или почти не использовали его в быту, или это знание было доступно лишь определенному кругу лиц (найдены древние индейские игрушки на монолитных колесах, подробнее — в статье «Моей Планеты» «Один день из жизни древнего индейца»). А вот самые старые рисунки на «газетном камне» изображают мамонтов, которые, как известно, вымерли около 10 000 лет назад. Поэтому сделаны рисунки, вероятно, никак не позже этой даты.

На границе возникновения человечества

А вот это воистину древность. Разве думал французский спелеолог Жан Мария Шове, когда в 1994 году спускался в ущелье Пон-д'Арт на юге Франции, что вот-вот совершит открытие, которое назовут одним из самых значимых за весь XX век? Даже и представить не мог!

По обыкновению Жан Мария просто осматривал своды очередной пещеры, пока не наткнулся на красно-коричневое пятно. Вглядевшись внимательнее, мужчина понял, что перед ним не клякса, а сделанный охрой и углем рисунок мамонта. А за ним еще и еще: лошади, бизоны, медведи, волки, носороги. И все это переплетено в каком-то хаотичном танце. Очевидно, древний мастер пытался изобразить движение и грацию животных. И у него получилось. Но самым впечатляющим стал возраст находок.

Проведя радиоуглеродный анализ, ученые установили, что самым ранним рисункам в пещере от 28 000 до 32 000 лет и даже больше — 37 000. А это, как ни крути, почти граница возникновения человека нашего вида — Homo sapiens, который появился порядка 40 000 лет назад. Увы, пещеру ждала та же судьба, что и Альтамиру, — чтобы не разрушить наследие предков, ее закрыли. Сегодня можно посетить расположенный неподалеку музей с копиями рисунков.

Пещера рук

Рисунки здесь просты, как все гениальное. Своды пещеры украшают отпечатки множества ладоней. Хотя изображения животных тут тоже есть, но не мамонтов и бизонов, а местной фауны: страуса-нанду, гуанако, представителей семейства кошачьих. А еще встречаются петроглифы. Но в основном — руки. Ученые выяснили, что отпечатки делались при помощи костяной трубки (она найдена здесь же), в которую художник выдувал краску минерального происхождения. Кисть руки при этом он прикладывал к стене пещеры — получался отпечаток ладони. Просто и со вкусом. А главное — в соответствии с божественным предназначением: на стенах пещеры запечатлены отпечатки левых ладоней, причем, принадлежат они, как установили исследователи, мальчикам-подросткам. Это позволяет предположить, что обряд был частью инициации.

Неандертальские творцы

До недавнего времени считалось, что наши «двоюродные» братья — неандертальцы — были не то чтобы глупее Homo sapiens (этот миф все же удалось развеять), но уж точно менее талантливы (о геноме неандертальцев мы писали тут). Это и понятно. Все неандертальское искусство сводилось к украшениям из когтей орлана-белохвоста, найденного в хорватском городе Крапина и других местах, окрашенных ракушек, царапины на стене пещеры Горама (юго-восточная часть Гибралтара) и еще несколько подобных же примеров. Согласитесь, негусто. А уж про изобразительное искусство и говорить нечего. Наскальных рисунков краской, принадлежавших неандертальской кисти, не было найдено вовсе. До того как международная группа ученых в феврале 2018 года не опубликовала датировки рисунков в трех испанских пещерах: Ла-Пасиеге, Мальтравиесо и Ардалес.

В первой найден красный геометрический символ, во второй — просто красный пигмент, а в третьей — отпечаток руки, выполненный красной охрой. Возраст их впечатляет — 64 800, 65 000, 66 700 лет соответственно. В это время наши предки еще сидели в Африке, а неандертальцы как раз жили в Европе. Так что живопись, вероятно, дело именно неандертальских рук. Похоже, наши вымершие сородичи полностью реабилитированы: они были не только не глупее наших предков, но и умели творить. Известный антрополог Станислав Дробышевский в своей статье «Неандертальский креатив» на сайте «Антропогенез.ру» уже назвал эту находку «величайшим открытием начала XXI века».

Сикстинская капелла первобытной живописи

Эта пещера считается одним из важнейших позднепалеолитических памятников не только по качеству изображений, но и по их количеству и сохранности. Уникальная картинная галерея, как водится, была открыта не профессионалами, а четырьмя подростками, которые наткнулись на узкое отверстие во внешнем своде пещеры. Появилось оно после падения сосны, в которую попала молния. Ребята сообщили об этом своему учителю Леону Лавалю, а тот — археологу Анри Брейлю. Тот первым и исследовал рисунки в пещере, а впоследствии сказал о ней: «Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко — ее Версаль». Было это в 1940 году.

Пещера состоит из нескольких залов, и на сегодняшний день здесь найдено 1900 изображений. По преимуществу это зубры, есть также лошади, олени, бараны, медведи, носороги, представители семейства кошачьих, сцены охоты и сами охотники. Кстати, первое известное изображение Плеяд, группы звезд в созвездии Тельца, было найдено как раз здесь, оно было сделано примерно в XVIII–XV тысячелетии до н. э. Очень много рисунков в цвете, применены разные художественные приемы, например растушевка и перспектива. Найдены костяные и кремниевые орудия. Как и все подобные памятники, сегодня пещера Ласко закрыта для посещений по причине разрушения рисунков, но поблизости открыт музей с точными копиями самых интересных частей пещеры.

Когда вода умерла в камне

А что же наша страна? На родине тоже есть чему подивиться. Например, знаменитой Каповой пещере, которая находится в Республике Башкортостан. Здесь ее называют Шульган-Таш, что в переводе с башкирского означает «вода умерла в камне» (такое название, очевидно, связано с тем, что в пещеру уходят воды реки Белой). Здесь было обнаружено 173 рисунка, сделанных охрой. И хотя они не столь впечатляющи, как описанные выше (на территории России в силу недружелюбного климата жило меньше первобытных предков), у них есть своя уникальная стилистика и красота. По стенам пещеры идут стройные ряды красных мамонтов, лошадей и охотников. Есть рисунки хижин и разные символы: треугольники, лестницы, линии. А в ноябре 2017 года учеными сделано сенсационное открытие: под слоем кальцита нашли древнейшие в мире изображения верблюда (и единственные в Европе)! Возраст новой находки пока не могут установить точно, но ориентировочно это не меньше 14 500 и не больше 37 000 лет, тогда как самые старые изображения в пещере датируются 36 000 лет.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Тихон Косых: «Единые правила для процветания туризма!» Самолет, летевший из Москвы в Таиланд, экстренно вернулся в столицу В «Слетать.ру» опровергли информацию об утечке личных данных клиентов ТО расширяют полётку в Доминикану АТОР: взносы на содержание дирекции «Турпомощи» необходимо серьезно сократить

Лента публикаций