"Родная речь"

"Родная речь"

Недавно вновь увиделась с одной из знакомых, работающей в сфере образования. Пообсуждали подготовку к школе, повздыхали насчет нынешних детей. Пожаловалась, что очень сложно стало работать с детьми начальных классов: очень много детей, неумеющих разговаривать. Нет, они владеют речью, но на каком уровне...

В подготовительной группе детского сада, которую посещает мой сын,  26 детей. Из них внятной и связной речью владеют 4 ребенка. Еще у двоих отклонения связаны с строением речевого аппарата, один ребенок регулярно посещает логопеда, есть улучшения. 19 детей мямлят, шепелявят, проглатывают звуки, проблемы с построением фраз более чем из 3-4 слов. С началом подготовки к праздникам у воспитателей начинается головная боль: каждый родитель хочет, чтобы его ребенок прочитал стих, но чаще всего, кроме родителя этот стих никто в зале не поймет.

Причина этого безобразия проста - с детьми не разговаривают. Они постоянно слушают: воспитателя в садике, педагога в школе, некоторые посещают кружки и секции, но там тоже особо не поговорить. Дома родители выслушивают краткий отчет "как себя вел и что ел" и все. Дальше начинается монолог планшета-компьютера-телевизора и ребенок опять молчит и слушает.

Несколько раз я аккуратно интересовалась у мам, почему они не обратятся к логопеду, почему бы не позаниматься с ребенком самостоятельно. В ответ слышала "У меня же нет специального образования, это тебе хорошо.", "Мы хотели, но нам некогда-дорого-он не хочет". Конечно, это же так сложно - выслушать своего ребенка, поговорить с ним на различные темы, порассуждать о мультфильмах, животных, природе. Еще мне "понравилось" высказывание одной мамы - "Да надоел он со своими рассказами о мультиках, я в них не понимаю ничего". А так сложно найти интересную для обоих тему? Попросить его посмотреть на том же планшете-компьютере сюжеты о животных, космосе, технике. Выслушать его пересказ пока моете посуду, идете в магазин или в сад-школу.

В 5 лет сын не выговаривал шипящие звуки, пришлось набрать в интернете десяток чистоговорок и пару стихотворений с проблемными звуками. Неделю по дороге в сад и из сада мы шипели и жужжали на все лады, несмотря на удивленные взгляды прохожих. Сочиняли сказку про Шуршунчика, изображали битву змеи и ящерицы, полеты насекомых. Неделя по полчаса в день в среднем. Не так уж и много времени было потрачено, сын "зашипел" и "зажужжал" как положено.

Мне, как и многим родителям, тоже хочется отделаться планшетом и на пару часов заняться своими делами. Да, я так и делаю, НО часто задаю направление для просмотра. Сначала это были каналы о животных и подводном мире, потом космос. Когда ребенок немного научился читать, внезапно "выстрелили" интерактивные карты. Его очень заинтересовала возможность посмотреть чужие города и поселки, прочитать и потом рассказать названия ближайших населенных пунктов.

Неужели так сложно общаться со своим ребенком? Просто поговорить, не отрываясь от повседневных рутинных дел. Почему все сваливается на педагогов? Да, слышала версию "Он/она с друзьями на улице болтает без умолку, хватает общения." А о каком развитии мы говорим, если у друзей, скорее всего, такой же словарный запас и такие же проблемы с разговорной речью?

Возможно, на Пикабу нет таких родителей, у части аудитории вообще нет детей в окружении. Но, я все же хочу попросить: пожалуйста, разговаривайте с детьми, это не так сложно.

Следующая новость
Предыдущая новость

Из-за снегопада в Сочи объявили экстренное предупреждение Названы самые бюджетные направления лета-2018 Исследование: студенты предпочитают внутренний туризм В Турции перевернулся автобус с туристами из России, Норвегии и Польши Анна Филатовская назначена директором департамента рекламы и PR холдинга «Русский Экспресс»

Лента публикаций