Самарская огненная трагедия 1948 года

Самарская огненная трагедия 1948 года

В то роковое воскресенье, 4 июля 1948 года, над городом с самого рассвета нависали тяжелые тучи. Временами они проливались на землю мелким дождем, а с началом светлого времени дня в ненастном небе то тут, то там стали мелькать яркие сполохи молний. Это атмосферное электричество и стало причиной трагедии, невиданной ранее для города.

Кульминация грозы пришлась примерно на 10 часов утра. В это время тучи накатили непосредственно на центральную часть Куйбышева, дождь лил как из ведра, а молнии в небе сверкали почти беспрерывно. А в 10 часов 25 минут с неба вдруг слетел сильнейший электрический разряд и ударил прямо в резервуар №18 с сырой нефтью, стоящий на перевалочной базе «Главнефтеснаба», на берегу реки Самары, примерно в том месте, где сейчас заканчиваются подъездные железнодорожные пути речного порта. Огромная емкость тут же превратилась в гигантский факел.

В то время стрелка реки Самары, где находилась нефтебаза, была застроена очень плотно - в основном одноэтажными деревянными домишками жилого поселка Щепновка. При этом расстояние от резервуаров до ближайших строений не превышало 70-80 метров. Неудивительно, что в середине дня, когда после нефтяного выброса на Щепновку перекинулся огонь с нефтебазы, сильный ветер сразу же понес его от дома к дому.

Уже в 10 часов 35 минут к месту происшествия первыми прибыли шесть автомашин из 1-й и 2-й городских пожарных команд. Руководство тушением принял на себя оперативный дежурный по управлению капитан Сергей Тельки. Как старший по должности, он приказал объявить по городу пожарную тревогу №4 - в то время высшей категории опасности. А еще по его распоряжению немедленно началась эвакуация персонала, женщин и детей из родильного дома, что был расположен на противоположном берегу Самары, на территории нынешнего Куйбышевского района. В то утро Сергей Иванович еще не знал, что это воскресенье будет последним днем в его жизни.

На место происшествия стали быстро съезжаться имеющиеся в наличии силы пожарных со всей Куйбышевской области. В 11 часов 15 минут сюда прибыл начальник областного управления пожарной охраны полковник Константин Иванов. Ему было достаточно всего нескольких секунд, чтобы мгновенно оценить обстановку и понять: самое трудное в сегодняшней борьбе с огненной стихией еще впереди. Интуиция его не подвела: через несколько часов в ходе тушения этого пожара на берегу реки разыгралась трагедия, одна из самых страшных в истории Среднего Поволжья и унесшая жизни нескольких десятков человек.

Нужно отметить, что Куйбышевская перевалочная нефтебаза была построена еще в дореволюционное время, и к 1948 году противопожарным и техническим нормам она уже давно не соответствовала. О происшествии немедленно были поставлены в известность первые городские и областные советские и партийные руководители. Но пока в обкоме и горкоме КПСС совещались, пожарные продолжали наращивать свои силы в районе бедствия.

В 11 часов 05 минут на место происшествия прибыли еще семь пожарных автомашин с общей численностью экипажей 62 человека, по железнодорожной ветке со станции Куйбышев подъехал специальный пожарный поезд, а со стороны реки подошел пожарный пароход «Чапаевец». Через полчаса на помощь огнеборцам сюда же прибыл совместный отряд работников нефтебазы и речного флота, а еще через некоторое время - около 50 курсантов подготовительной авиационно-морской школы. К 14 часам 4 июля в схватке со стихией на стрелке рек Волги и Самары участвовали в общей сложности около 300 человек.

На пылающую емкость влезли бойцы с четырьмя стволами, дающими так называемую воздушно-механическую пену. Именно в этот момент ситуация на нефтебазе неожиданно и очень быстро переросла в катастрофическую. Сначала работавшие около пылающих резервуаров бойцы услышали нарастающий гул, который тут же перешел в глухие, но явственные удары, доносящиеся изнутри горящих стальных конструкций. А еще через мгновение не только резервуары №16, 17, 18 и 19, но и все залитое нефтью пространство вокруг них слились в одну сплошную пылающую лавину. Стрелки на циферблате показывали 14 часов 40 минут.

От высокой температуры вода, скопившаяся под слоем нефти, быстро разогрелась до кипения - и паровая подушка, постепенно набрав силу, в один момент с силой подбросила вверх все содержимое резервуара №17 вместе с его громадной стальной крышкой. Вслед за этим по всему берегу реки и прилегающим к нефтебазе городским кварталам со скоростью курьерского поезда пронеслась огненная волна, которая накрыла собой все, что только встретилось на ее пути.

Самое страшное, что в зоне сплошного огня в тот момент оказалось до полусотни человек. В частности, огненная лава накрыла баркас «Саратовец», который в момент выброса находился довольно далеко от очага пожара. Из всей команды, находящейся в тот момент на борту баркаса, спаслись лишь капитан Золотенков и механик Лавров, сброшенные в воду ударной волной, а также находившийся внутри судна кочегар Бессольцев, которого от неминуемой смерти уберегли трюмные перегородки. А вот помощник механика баркаса Касимов и члены семей экипажа, в тот момент оказавшиеся на палубе судна, в считанные секунды сгорели заживо. Среди них оказались жены Касимова и Лаврова, 6-месячный ребенок Лавровых и полуторагодовалый ребенок капитана баркаса Золотенкова.

В сплошном огненном море горело все, что находилось на расстоянии 60 метров от нефтебазы в сторону города, и на расстоянии 100 метров - в сторону реки. На отдельных участках пылающий выброс даже достиг противоположного берега реки Самары, задев своим огненным языком несколько человек. При этом многие очевидцы тогда рассказывали, что в момент катастрофы пылали не только земля, но и сама река, поскольку по поверхности воды разлилась нефтяная плёнка.

Первыми в бушующем пламени погибли те пожарные подразделения, что вели борьбу с огнем в непосредственной близости от вскипевшего резервуара, в том числе 29-летний капитан Сергей Тельки и 24-летняя Раиса Куликова, техник-лейтенант внутренней службы, заместитель начальника 4-й Отдельной военизированной пожарной команды. В то время она была единственной в стране женщиной, дослужившейся до столь высокой офицерской должности в пожарной охране.

Огненную стихию удалось укротить лишь на следующий день, когда к месту происшествия подтянулись резервы пожаротушения из Ставрополя, Сызрани, Чапаевска, а также из некоторых соседних регионов. Окончательно пожар на перевалочной нефтебазе был ликвидирован долько к 10 часам 10 минутам утра 5 июля 1948 года. Впоследствии при разборе места катастрофы были найдены обгоревшие останки 35 человек, в том числе пожарных, работников нефтебазы и речного флота.

Следующая новость
Предыдущая новость

Лишь 12% россиян старше 60 лет путешествуют При въезде в Дубай туристам будут выдавать бесплатные SIM-карты Что забывают туристы на полях «Нашествия»? Японию и Новосибирск свяжет прямой рейс МАУ полетит из Киева в Копенгаген

Лента публикаций