УСЕРДИЕ ВСЁ ПРЕВОЗМОГАЕТ

УСЕРДИЕ ВСЁ ПРЕВОЗМОГАЕТ

Каждый советский школьник слышал это имя: в седьмом классе по литературе проходили «Железную дорогу» Некрасова, который обессмертил этого господина в эпиграфе:

Ваня (в кучерском армячке):

- Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке):

- Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Исторический факт: граф Клейнмихель курировал строительство Николаевской железной дороги. Ему по должности было положено: как-никак – главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий, однако, периодически пытался доказать императору, что железные дороги в России вообще без надобности.

Пресловутые «откаты» и «распилы» были изобретены не в наше время. Клейнмихель щедро раздавал подряды на строительство и ремонт нужным людям, в том числе – родичам, при том, что стоимость и качество возводимых объектов были очень далеки от идеала.

Попробую начать оценку деятельности графа исходя из четырёх параметров: ум, честность, энергия, преданность.

Начнём с конца.

Личная преданность Клейнмихеля Николаю Первому не поддаётся описанию. Думаю, что если бы император отдал приказ Петру Андреевичу внезапно умереть на месте, тот исполнил бы его тотчас, не прибегая ни к каким внешним воздействиям.

Что касается энергии, то мне думается, что повышенная активность графа подчас была показной. Он умел создать иллюзию бурной деятельности с весьма скромными результатами. Тем не менее – «четвёрка». Всё-таки «усердие всё превозмогает» - такова была надпись на медали, выбитой в честь Клейнмихеля за восстановление Зимнего дворца после великого пожара.

Про честность, я думаю, всё ясно: вор и казнокрад Алексашка Меншиков нервно курит в углу. Ноль баллов.

Чтобы стало ясно начёт умственных способностей, расскажу пару историй.

Однажды делая инспекцию путей сообщения, граф приехал в Москву и назначил местным чиновникам время приёма. Но в урочный час никого не было: в те годы Первопрестольная находилась в другом часовом поясе. Кое-как этот печальный факт удалось растолковать рассвирепевшему министру. Однако, в Нижнем Новгороде история повторилась. Это совершенно вывело Клейнмихеля из себя:

- Нет, я понимаю, что в Москве может быть свой собственный меридиан, но куда это годится, если каждый дрянной городишко тоже хочет иметь собственное время!

Ещё более дикий случай произошёл с изобретателем Кербецем (мне не удалось найти информацию об этом человеке), который придумал механическое устройство для забивания свай. Процесс сразу пошёл быстрее, но Клейнмихель объявил учёному строгий выговор. За что? А за то, что «он этой машины прежде не изобрёл и тем ввёл казну в огромные и напрасные расходы».

Так что за ум – два балла: всё же читать-писать умел.

Высший орден империи – святого Андрея Первозванного – Клейнмихель получил 22 августа 1849 года, в один день с генералом Адлербергом.

Следующая новость
Предыдущая новость

Исследование: из каких городов едут на поезде в Петербург на майские праздники В новом году Дагестан разработает мобильное приложение для туристов Российские туристы мечтают встретить Новый год в Китае или Чехии Дарение и продажу квартир экс-главы DSBW оспаривают в суде Власти Гоа введут штрафы для туристов

Лента публикаций