«Значит, ты полагаешь, что длина мизинца была неверно избрана традицией для вывода о долгожительстве?» — Слава вопросительно глядел мне в глаза. «Я бы так не сказал. Все-таки традиция «делала выводы» не произвольно и не на пустом месте». — «Я где-то слышал, что сведения о руке были переданы нашим давним предкам посредством откровения. Или, иными словами, некое Божество, не сам Абсолют, а его помощники, бог пониже рангом, а может, служебные духи по распоряжению свыше начитали первичный курс хиромантии». — «В Индии это излюбленная тема. Мне рассказывали местные специалисты, что вся хиромантия, прошлая и будущая, уже содержится в одной древней книге, которая, естественно, имеет божественное происхождение. Когда я попросил показать мне эту книгу, собеседник потерял дар речи. Через минуту, придя в себя, он отвечал, что это невозможно. На мой вопрос, почему, он сказал, что книга хранится в какой-то браминской семье. Ее никому не показывают. Она закрыта, и доступа к ней нет». — «На самом деле?» — спросил Слава, как-то нехорошо заинтересовавшись. Я небрежно бросил: «Мой индийский коллега говорил, что книга существует, я говорю с его слов». — «Так-так-так», — быстро цокал языком Слава, было видно, что он не слушал, а увлекся некой идеей. «И думать забудь», — сказал я. «Это ты о чем?» — встрепенулся он. «Я тебя насквозь вижу, ты решил, что неплохо бы раздобыть эту книгу». — «Ничего подобного я не думал, — оправдывался Слава, пожимал плечами и подергивал веком. — И вообще, если бы я был на месте индийца, то на твою просьбу показать книгу я бы тоже возмутился. Что за наглость! Требовать книгу, написанную божеством?! Ты в своем уме?! Да ты одним своим присутствием осквернишь это божественное произведение, уж не говоря о твоем взгляде на нее, а уж о том, чтобы ее касаться, листать, и мысли быть не может!» — «Дружище, — сказал я, — оглянись вокруг, все кругом сделано из божественного материала: воздух, земля, деревья, человеческое тело, наконец, — вот уж поистине божественное изделие, — ты же всего касаешься, пользуешься, и, как я разумею, без всякого почтения и пиетета». — «Это другое, это не то». — «Как не то?!» — «Так! Книга содержит сокровенные знания. А приобретение таких знаний требует благоговения, заслуг, самоотречения, подвига!» — «Я, кстати, был бы не против подвига, если бы индиец поставил такое условие, — сказал я, — но я с тобой согласен: надо специально объявлять определенные предметы сакральными, чтобы вырвать человека из привычки оставаться неблагодарным. Мой индийский хиромант не предложил мне никаких жертв в обмен на книгу. Я думаю, что дело тут вполне ясное: просто такой книги нет вообще». — «Почему ты так думаешь?» — «Если бы книга существовала, ее давно бы выложили в Интернет. Ты ж понимаешь!» Слава поморщился, видимо, я убедил его в чем-то. «Хорошо, — сказал он, — но мы ушли в сторону от темы. Итак, можем ли мы, глядя на внешнюю форму рук, сделать предположение о том, проживет ли человек долго?» — «Повторяю, — сказал я, — имея в распоряжении только внешнюю форму пальцев и кисти, точный ответ получить нереально». — «Подожди, не ты ли говорил о двух зацепках? Во-первых, длина мизинца, это все-таки имеет какое-то значение?» — «Какое-то значение, конечно, имеет». — Слушай, мне не нравится, когда я постоянно слышу уклончивые ответы. Что это за подход?!» — Слава недовольно развел руками. «Это не уклончивость, просто ответ состоит из некой совокупности элементов. Прежде чем мы подберемся к мизинцу, нужно обратить внимание на ногти». — «И что там?» — «Изучив двести долгожителей, я не обнаружил только двух видов ногтей». — «Интересно, это каких же?» — «Очень больших и выпуклых, как барабанные палочки, и очень маленьких, крохотных». — «Ага. Но ты должен пояснить, что такое маленькие и большие ногти в твоем представлении, ведь твой профессиональный глаз видит не так, как мой. Вот, например, мои ногти большие?» — «Нет, они нормального размера». — «Подожди-ка, это что же, существует какая-то норма? И как ее находить?» — «Ничего тут особенно мудреного нет. Я тебе говорил, что каждый из нас обладает довольно хорошей способностью к верным визуальным оценкам. Эта «верность» основана на чувстве меры. Умении находить некоторую среднюю величину. Просмотрев несколько десятков рук, ты вполне можешь составить эту среднюю меру». — «А где я возьму столько рук?» — «Да хоть в метро. Работая с телефоном, люди охотно демонстрируют нам размер ногтей и длину пальцев. Твоя задача лишь обратить на это должное внимание. И через некоторое время ты будешь знатоком средней ме ры. Крайности становятся очевидны. Ты сразу поймешь, какие ногти большие, а какие маленькие. Так вот, я не обнаружил крайностей на пальцах долгоживущих, но, оговорюсь, тех, кого я смотрел». — «Иными словами, средняя мера становится нормой?» — «Ну, наверное, в нашем случае можно сказать и так, хотя в целом понятие ногтевой нормы вещь тоже непростая. Норм, вероятно, будет несколько. Для физиологии будет один набор нормы, куда войдут форма, размер, состояние ногтевой пластины, изменение ее окраски. Для психологических характеристик придется вводить свою норму». — «А что, если вдруг человек обнаруживает большие выпуклые ногти? Что это значит?» — «Традиция связывает это с проблемами легких и сердца. Однако нужно уточнить у врача конкретные нарушения». — «Если ногти очень маленькие, то тут что?» — «Здесь полагают, что это выражает определенные нарушения сердечной деятельности или изменения самого сердца». — «Но если осмотр ничего не выявит?» — «Тогда признаки переводят в психологические особенности, хотя физиологическая тенденция остается, и надо периодически наведываться на обследование». — «А что психологические данные?» — «Большие выпуклые ногти, особенно если концы пальцев имеют вид барабанной палочки или булавы, чаще бывают у людей крутого нрава, они подвержены приступам ярости или в целом бурным нервным срывам. Обладатели маленьких ногтей обнаруживают сильную эмоциональную возбудимость и ранимость, от которой действительно болит сердце. Они могут быть обидчивы, или застенчивы до обморока, или завистливы патологически, или даже добры и сентиментальны до крайности». — «Как понять такой разброс толкований?» — «Напомню, вердикт модифицируется тем, длинные пальцы или короткие, какой они формы, рука большая или маленькая, мягкая или твердая, выпуклые подпальцевые зоны или плоские, много линий на руках или мало, каков большой палец. С учетом этого делается более точная интерпретация. Возвращаясь к нашему разговору о том, что традиция не совсем ошибалась, подчеркивая важность длины мизинца для долголетия, надобно сказать, что мизинцу вменяют довольно много качеств. Длина мизинца являлась показателем ума. Ум этот был преимущественно умом Меркурия, поскольку палец метафизически посвящен Меркурию. Иными словами, направлен в предпринимательскую, финансовую сторону, это ловкий, изворотливый, прагматичный ум. Кроме этого в мизинце скрывается дар выражать мысли словами, способность договариваться и умение вести дела. Люди с длинным мизинцем — люди зрелые. Чем длиннее мизинец, тем больше качеств и тем они интенсивнее». — «Ага, я понял! Такие качества позволяют обладателю предвидеть многие вещи и уклоняться от них либо решить сложную ситуацию хитрым разговором или умением дать взятку, к тому же такие люди редко страдают от голода и плохого жилья, все это весьма повышает шанс добраться до глубокого возраста». — «Действительно, раньше это играло роль. Сейчас, видимо, это не так актуально.
Так как в той группе долгожителей из двухсот человек практически никто не показал выдающейся длины мизинца, которая должна бы быть, если человек преодолел 90-летний рубеж. Все мизинцы были средних размеров». — «Хорошо, а каков второй признак долголетия?» — «Наблюдения показали, что примерно у 70 процентов долгоживущих безымянный палец длиннее указательного, 25 процентов демонстрировали одинаковую длину безымянного и указательного и только в пяти процентах имелся длинный указательный палец». — «Ага, если ногти более-менее среднего размера, если мизинец хорош собой, но самое главное — длинный безымянный палец, то мы вполне можем говорить, что человек гарантированно доживет до ста лет?» — «Лучше говорить о хорошем шансе. Потому что надо заглянуть в ладонь и посмотреть, как там обстоят дела. Этим займемся в другой раз».
Еще раз предлагаю вашему вниманию руку 101-летнего человека. Обратите внимание, что мизинец не столь длинен, как этого требует традиция, зато безымянный палец значительно длиннее указательного (рис. 1).