Рубрика «Интервью с экспертом» Тема сегодня: 5 серьезных ошибок, которые совершают родители при общении с ребенком

Рубрика «Интервью с экспертом» Тема сегодня: 5 серьезных ошибок, которые совершают родители при общении с ребенком

Знаете ли вы, в каких случаях необходимо идти с ребенком к психологу? Детский психолог Екатерина Кес рассказала об этом и о том, как этого избежать. Она поделилась основными принципами воспитания ребенка, о которых должен знать любой родитель. В качестве бонуса Екатерина назвала признаки, которые выдают непрофесси­онального психолога.

Рубрика «Интервью с экспертом» Тема сегодня: 5 серьезных ошибок, которые совершают родители при общении с ребенком

По образова­нию я клиниче­ский психолог, детский и семейный психолог. Более 17 лет я провожу консульта­ции для взрослых и детей. Работала в России и Америке, свободно владею английском. Моя мама – тоже психолог, и все пророчили мне, что я пойду по её стопам. А я совершенно не хотела. Меня привлекали кино и театр, и после школы я поступила на режиссёр­ский факультет к Смирнову-Несвицкому в Университе­те Профсоюзов в Петербурге. Но через год ушла оттуда и решила посвятить свою жизнь психологии.

Реально ли выбрать карьеру психолога сразу после школы и стать в этом успешным в таком молодом возрасте? Или же к этому нужно идти постепенно, набираясь собственно­го жизненного опыта?

Я думаю, что возраст и жизненный опыт не являются определяю­щим фактором, сможет ли человек стать хорошим специали­стом в этой профессии или нет. Ведь для того, чтобы быть хорошим, например, хирургом, не обязатель­но переносить на себе много операций. Психолог, помогая своим клиентам, не опирается на собствен­ный опыт. Профессио­нал руковод­ствуется своими знаниями о том, как работает человече­ская психика, сознание, подсозна­ние, как работают психологи­ческие защиты и т.д. И, наоборот, свой собствен­ный жизненный опыт может, напротив, помешать психологу эффективно работать с конкретной ситуацией, если сам психолог не разобрался в своё время с той самой ситуацией. Именно поэтому психологам важно проходить свою личную терапию с другими психолога­ми, проходить супервизии. В Америке, например, каждый лицензиро­ванный психолог, чтобы продолжать свою практику, ежегодно должен в обязатель­ном порядке набирать определён­ное количество баллов, посещая различные обучающие курсы, и тренинги, постоянно повышая свою квалифика­цию.

Часто люди сталкивают­ся с проблемами и хотят обратиться к психологу, но не решаются из-за негативно­го опыта предыдуще­го общения. Как отличить настоящего профессио­нала? Как правильно выбрать психолога?

Лучше всего идти к психологу по рекоменда­ции. Будьте уверены, что у специали­ста есть психологи­ческое образова­ние, а не сертифика­ты о прохожде­нии различных курсов и тренингов, на которых обучают техникам быстрой помощи клиенту. Это всё несерьёзно. На этих курсах можно повышать свою квалифика­цию, но базовое психологи­ческое образова­ние просто необходимо человеку, который называет себя психологом. Также, если психолог ссылается на различные религиоз­ные знания разных конфессий и священные писания, включает в свою работу элементы разных восточных практик (дзен, цигун), проводит разные мистиче­ские и оккультные ритуалы, гадание на картах таро, хиромантию, астрологию, энергетиче­ские практики – всё это, конечно, никакого отношения к психологии не имеет.

Сколько нужно консульта­ций, чтобы решить проблему, и на какой бюджет следует рассчиты­вать?

Этот вопрос люди очень часто задают перед тем, как записаться на приём. Это всё равно что позвонить дантисту, который вас ни разу не видел, и спросить Рубрика «Интервью с экспертом» Тема сегодня: 5 серьезных ошибок, которые совершают родители при общении с ребенком у него перед визитом: «Сколько раз мне нужно будет прийти к вам, чтобы привести полость моего рта в порядок, и сколько денег нужно пригото­вить?». Конечно, ни один дантист не сможет дать вам ответ, пока не осмотрит ваши зубы на первичном приёме. Также и психолог не может заочно определить необходи­мое вам количество консульта­ций, пока не встретится с вами на первом приёме и не узнает, с какой ситуацией обращается клиент. И, если вам какой-то психолог ответит по-другому, нужно обязатель­но задуматься о его квалифика­ции.

В вопросах воспитания ребенка, как почувство­вать родителям, что они не справляют­ся сами с ситуацией, и нужно обратиться к психологу?

Если родители чувствуют, что вынуждены всё чаще и чаще прибегать к разным наказаниям и кричать на ребёнка, чтобы он слушался – это повод для обращения к психологу. К сожалению, «завинчива­ние гаек» всегда приводит к ухудшению поведения ребёнка и появлению новых проблем. Если ребёнок страдает из-за чего-то, это начинает отражаться на разных областях его жизни, а родители своими силами не могут ему помочь. Это могут быть страхи, неуверен­ность в себе, проблемы в отношениях со сверстника­ми, плохая успевае­мость в школе. Или если произошло какое-то горе в семье, и ребёнок вместе со всеми его переживает, если ребёнок был свидетелем каких-то страшных или неприятных событий. Наверное, это самое основное. Не нужно ждать, когда ситуация совсем уже зайдёт в тупик. Кстати, совсем не обязатель­но ходить к специали­сту месяцами. В моей практике часто бывает так, что родителям нужны 1-3 консульта­ции, чтобы понять, что происходит с ребёнком, и как лучше с ним взаимодей­ствовать, чтобы ситуация изменилась.

Какие самые серьезных ошибки совершают родители при общении с ребенком в разном возрасте? К чему они могут привести?

Сейчас все вокруг немного помешались на перечисле­нии ошибок, которые совершают родители. Рубрика «Интервью с экспертом» Тема сегодня: 5 серьезных ошибок, которые совершают родители при общении с ребенком Многим родителям это приносит даже больше вреда, чем пользы, т.к. они начинают постоянно испытывать чувство вины за то, что они «плохие». Я всегда стараюсь концентри­ровать внимание людей не на том, «как не надо», а на том, как желательно. Поэтому давайте я напишу в обратном порядке. Напишу важные рекоменда­ции для родителей, а из них будет видно, в чём родители могут ошибаться:

  1. Детям очень важно наше время и внимание. Если ребёнку не хватает позитивно­го внимания, он будет согласен и на негативное, лишь бы оно было. Поэтому дети, которым не хватает внимания, «плохо» себя ведут для того, чтобы привлечь к себе это самое внимание родителей. Ошибка № 1 родителей: не находить времени в течение дня на то, чтобы немного поиграть, позанимать­ся с ребёнком тем, что интересно ему, пообщаться с с ним не про оценки и уроки, а на другие, интересные ребёнку, темы. Некоторые мамы говорят: «Я с ребёнком провожу дома целые дни напролёт». По факту же мама целые дни проводит за компьюте­ром, домашними делами и готовкой, с телефоном, а ребёнок играет сам по себе или висит на маме. Все это не считается временем, проведён­ным с ребёнком.
  2. Нашим детям очень важно чувство­вать себя пусть ещё маленькими, но личностями, с которыми считаются, которым доверяют, к мнению которых тоже прислушива­ются. Отсюда вытекает ошибка № 2: говорить с ребёнком в директив­ном, приказном тоне и ожидать, что ребёнок должен всегда слушаться и подчинять­ся. «Делай как я сказала», «Я тебе что говорю?», «А, ну-ка, закрой свой рот», «Тебя никто не спрашивает» и любые другие подобные реакции на возражения ребёнка идут вразрез с потребно­стью человека ощущать себя личностью. Он будет ещё больше спорить, возражать и сопротив­ляться, когда вы заставляе­те его что-то делать, приказывае­те и давите.
  3. Ребёнок узнаёт о себе, какой он, из тех слов, которые ему говорят окружающие люди. Опираясь на эти слова и мнения, ребенок формирует самооценку, образ собственно­го «Я». Поэтому очень важно, чтобы родители периодиче­ски говорили ребёнку о его умениях, способно­стях, хороших качествах, о том, что у него получается делать хорошо вслух . Не радовались «глубоко в душе», а говорили об этом своему ребёнку. Ошибка № 3: постоянно указывать ребёнку на его ошибки, недочёты, обращать его внимание на то, что он сделал плохо и не так, прикреп­лять к нему ярлыки «лентяй», «врунишка», «лодырь», «неряха» и при этом не говорить о хорошем. Слыша эти слова о себе каждый день, ребёнок начинает в них верить и считать себя именно таким.
  4. Детям очень важно иметь определён­ную степень автономно­сти и самостоя­тельности, им важно своим опытным путем узнавать причинно-следствен­ные связи между событиями, пробовать свои силы в разных делах. Таким образом, ребёнок больше узнаёт о себе и окружающем мире и становится все более уверенным в собствен­ных силах. Ошибка № 4: стремиться во всём опекать ребёнка, стараться везде «подстелить ему соломку», излишне оберегать его, не давать столкнуть­ся с последстви­ями своих собствен­ных поступков, делать за него и вместо него то, что он может и умеет делать сам.
  5. Ну, и последняя ошибка № 5: использо­вать в своей речи словосоче­тания «вечно ты», «постоянно ты», «ты всё время», «ты всегда», «ты никогда» и т.д. Например, «Вечно ты грубишь», «Ты всегда забываешь», «Ты постоянно так делаешь», «Каждый день одно и то же» и т.д. Такие слова ребёнку (да и взрослому) слышать очень обидно, потому что они обесценива­ет все его попытки поступить по-другому. Например, всю неделю вы старались и готовили вашему мужу что-то новенькое и вкусное, а в какой-то раз ему что-то не понрави­лось, и он вам сказал: «Вечно ты солишь так, что есть невозможно». Как вы себя почувствуе­те?

Учитывая высокую занятость современ­ных родителей, сколько времени минимум нужно проводить в день с ребенком, чтобы удовлетво­рить его потреб­ность в общении с родителями? Какого рода общение это должно быть?

Это должно быть такое общение, когда вы стараетесь не отвлекать­ся на другие дела, компьютер, телефон, готовку, других детей и родных, и постарать­ся какое-то время уделить только вашему ребёнку. Например, один на один делать с ним то, что нравится и интересно именно ему. В это время вы не выступаете для ребёнка как учитель и ничему его не учите, не корректиру­ете и не поправляе­те. Вы просто проводите с ним время хорошо и приятно для вас обоих. Вы на одной волне с ребёнком, вы его поддержива­ете в том, что он делает, присоединя­етесь к нему. Это можно делать, например, 2 раза в день по 15 минут, или 1 раз примерно 30 минут. Эти цифры условны, чтобы можно было на что-то ориентиро­ваться. Старайтесь проводить такое время регулярно с вашим ребёнком. Это может быть и поход в кафешку, и совместная прогулка, и чтение перед сном.

Следующая новость
Предыдущая новость

Туристам из Хабаровска, застрявшим на Хайнане, власти окажут матпомощь Авиакомпания Utair реструктурирует долг Общий убыток авиакомпаний за 2018 год может составить 70 млрд рублей Агентства попросили Минэк и Правительство возместить деньги клиентам «Жемчужной реки» ТО расширяют полётку в Доминикану

Лента публикаций