Знаете ли вы, в каких случаях необходимо идти с ребенком к психологу? Детский психолог Екатерина Кес рассказала об этом и о том, как этого избежать. Она поделилась основными принципами воспитания ребенка, о которых должен знать любой родитель. В качестве бонуса Екатерина назвала признаки, которые выдают непрофессионального психолога.
По образованию я клинический психолог, детский и семейный психолог. Более 17 лет я провожу консультации для взрослых и детей. Работала в России и Америке, свободно владею английском. Моя мама – тоже психолог, и все пророчили мне, что я пойду по её стопам. А я совершенно не хотела. Меня привлекали кино и театр, и после школы я поступила на режиссёрский факультет к Смирнову-Несвицкому в Университете Профсоюзов в Петербурге. Но через год ушла оттуда и решила посвятить свою жизнь психологии.
Реально ли выбрать карьеру психолога сразу после школы и стать в этом успешным в таком молодом возрасте? Или же к этому нужно идти постепенно, набираясь собственного жизненного опыта?
Я думаю, что возраст и жизненный опыт не являются определяющим фактором, сможет ли человек стать хорошим специалистом в этой профессии или нет. Ведь для того, чтобы быть хорошим, например, хирургом, не обязательно переносить на себе много операций. Психолог, помогая своим клиентам, не опирается на собственный опыт. Профессионал руководствуется своими знаниями о том, как работает человеческая психика, сознание, подсознание, как работают психологические защиты и т.д. И, наоборот, свой собственный жизненный опыт может, напротив, помешать психологу эффективно работать с конкретной ситуацией, если сам психолог не разобрался в своё время с той самой ситуацией. Именно поэтому психологам важно проходить свою личную терапию с другими психологами, проходить супервизии. В Америке, например, каждый лицензированный психолог, чтобы продолжать свою практику, ежегодно должен в обязательном порядке набирать определённое количество баллов, посещая различные обучающие курсы, и тренинги, постоянно повышая свою квалификацию.
Часто люди сталкиваются с проблемами и хотят обратиться к психологу, но не решаются из-за негативного опыта предыдущего общения. Как отличить настоящего профессионала? Как правильно выбрать психолога?
Лучше всего идти к психологу по рекомендации. Будьте уверены, что у специалиста есть психологическое образование, а не сертификаты о прохождении различных курсов и тренингов, на которых обучают техникам быстрой помощи клиенту. Это всё несерьёзно. На этих курсах можно повышать свою квалификацию, но базовое психологическое образование просто необходимо человеку, который называет себя психологом. Также, если психолог ссылается на различные религиозные знания разных конфессий и священные писания, включает в свою работу элементы разных восточных практик (дзен, цигун), проводит разные мистические и оккультные ритуалы, гадание на картах таро, хиромантию, астрологию, энергетические практики – всё это, конечно, никакого отношения к психологии не имеет.
Сколько нужно консультаций, чтобы решить проблему, и на какой бюджет следует рассчитывать?
Этот вопрос люди очень часто задают перед тем, как записаться на приём. Это всё равно что позвонить дантисту, который вас ни разу не видел, и спросить у него перед визитом: «Сколько раз мне нужно будет прийти к вам, чтобы привести полость моего рта в порядок, и сколько денег нужно приготовить?». Конечно, ни один дантист не сможет дать вам ответ, пока не осмотрит ваши зубы на первичном приёме. Также и психолог не может заочно определить необходимое вам количество консультаций, пока не встретится с вами на первом приёме и не узнает, с какой ситуацией обращается клиент. И, если вам какой-то психолог ответит по-другому, нужно обязательно задуматься о его квалификации.
В вопросах воспитания ребенка, как почувствовать родителям, что они не справляются сами с ситуацией, и нужно обратиться к психологу?
Если родители чувствуют, что вынуждены всё чаще и чаще прибегать к разным наказаниям и кричать на ребёнка, чтобы он слушался – это повод для обращения к психологу. К сожалению, «завинчивание гаек» всегда приводит к ухудшению поведения ребёнка и появлению новых проблем. Если ребёнок страдает из-за чего-то, это начинает отражаться на разных областях его жизни, а родители своими силами не могут ему помочь. Это могут быть страхи, неуверенность в себе, проблемы в отношениях со сверстниками, плохая успеваемость в школе. Или если произошло какое-то горе в семье, и ребёнок вместе со всеми его переживает, если ребёнок был свидетелем каких-то страшных или неприятных событий. Наверное, это самое основное. Не нужно ждать, когда ситуация совсем уже зайдёт в тупик. Кстати, совсем не обязательно ходить к специалисту месяцами. В моей практике часто бывает так, что родителям нужны 1-3 консультации, чтобы понять, что происходит с ребёнком, и как лучше с ним взаимодействовать, чтобы ситуация изменилась.
Какие самые серьезных ошибки совершают родители при общении с ребенком в разном возрасте? К чему они могут привести?
Сейчас все вокруг немного помешались на перечислении ошибок, которые совершают родители. Многим родителям это приносит даже больше вреда, чем пользы, т.к. они начинают постоянно испытывать чувство вины за то, что они «плохие». Я всегда стараюсь концентрировать внимание людей не на том, «как не надо», а на том, как желательно. Поэтому давайте я напишу в обратном порядке. Напишу важные рекомендации для родителей, а из них будет видно, в чём родители могут ошибаться:
Учитывая высокую занятость современных родителей, сколько времени минимум нужно проводить в день с ребенком, чтобы удовлетворить его потребность в общении с родителями? Какого рода общение это должно быть?
Это должно быть такое общение, когда вы стараетесь не отвлекаться на другие дела, компьютер, телефон, готовку, других детей и родных, и постараться какое-то время уделить только вашему ребёнку. Например, один на один делать с ним то, что нравится и интересно именно ему. В это время вы не выступаете для ребёнка как учитель и ничему его не учите, не корректируете и не поправляете. Вы просто проводите с ним время хорошо и приятно для вас обоих. Вы на одной волне с ребёнком, вы его поддерживаете в том, что он делает, присоединяетесь к нему. Это можно делать, например, 2 раза в день по 15 минут, или 1 раз примерно 30 минут. Эти цифры условны, чтобы можно было на что-то ориентироваться. Старайтесь проводить такое время регулярно с вашим ребёнком. Это может быть и поход в кафешку, и совместная прогулка, и чтение перед сном.