Российский турбизнес фактически встал на паузу, и пока не совсем понятно, как долго она продлится. По словам экспертов, в текущей ситуации одной из главных задач для руководства компаний становится снижение расходов, а также оптимизация процессов.
«Сейчас всем можно дать лишь один совет. По возможности срезать все расходы до минимума, например, постараться договориться с арендодателями и другими поставщиками о скидах на несколько месяцев» — комментирует ситуацию руководитель «Travelmart» Иван Самошин.
Также, по мнению, экспертов, именно сейчас сотрудники и руководители компаний могут заняться самоанализом и вопросами дальнейшего развития.
«Я оптимист по жизни и могу сказать, что любой кризис дает каждому возможность для развития. Это уже доказано многочисленными кризисами, которые были в России. Если мы говорим про индустрию MICE, то здесь компаниям нужно заняться самоанализом и рефлексией, искать возможности для диверсификации бизнеса. Если касается обычного туризма, то можно задуматься переориентации на внутренний туризм. Выставка „Интурмаркет“ показала, что в России огромное количество богатых и красивых мест. Что касается корпоративных клиентов, то они также попали под форс-мажорные обстоятельства и им нужно обратить внимание на страховые продукты, не терять самообладание и пока есть время „отдохнуть от командировок“ и посмотреть с технической точки зрения, где они могут обрести преференции» — отметила начальник управления маркетинга и PR «ТКП» Злата Воронцова.
«Идей для выживания не так много в настоящий момент. Главное это максимальное сокращение расходов, сократить все, что только можно. В любом кризисе важно смотреть в сторону объединения участников для увеличения прибыли и снижения расходов» — добавил руководитель «Ост-Вест» Андрей Овсов.
Однако не все участники рынка сохраняют оптимизм. «Останутся те, которые имеют серьезную финансовую подушку. В этом случае, возможно, что эти компании спасут себя. К сожалению, ждать хоть какой-нибудь поддержки от государства не придется. В очередной раз отрасль брошена на произвол» — говорит директор «Болеро Тур» Арам Антонян.
«Как долго будет длится все это я не знаю. В любом случае если эта ситуация всеобщей паники и изоляции будет всего пару месяцев, то сам кризис будет долгий. Будут потрачены колоссальные средства на спасение компаний, и на дальнейшие проекты мало что останется. Не хочу казаться болезненным пессимистом, но и на оптимизм пока никаких причин нет» — добавил Арам Антонян.