РБК проанализировал бухгалтерскую отчетность российских авиакомпаний за 2020 год. По итогам исследования выяснилось, что 15 компаний, которые приняли на себя 93,5% всего пассажиропотока, достигли суммарного чистого убытка на сумму почти 125 млрд рублей против 4 млрд руб. за 2019 год.
3 авиакомпании потерпели больше всего убытков: «Аэрофлот» (96,53 млрд руб), «Уральские авиалинии» (5,85 млрд руб.) и «Сибирь» (бренд S7, 5,23 млрд руб.)
РБК сообщает, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) прогнозировала, что авиаперевозчики за 2020 год понесут еще больше убытков — 200–250 млрд руб.
«Чистый убыток показывает не все [в деятельности авиакомпаний], надо смотреть его источник. В своей работе мы оцениваем данные формы № 67-ГА, в которой идет речь об операционных результатах», — рассказал РБК представитель АЭВТ.
Причинами того, что убыток компаний достиг такого высокого показателя, является падение пассажиропотока на 46% в следствие коронавирусных ограничений, а также приостановка авиасообщения с другими странами в конце марта 2020 года.
У «Аэрофлота» пассажиропоток сократился на 61% — это больше среднего показателя по отрасли в целом. Аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова объяснила, что данное явления абсолютно логично, поскольку другие авиакомпании меньше «Аэрофлота», а также имеют большую долю внутренних перевозок. Доля пассажиров, которые пользовались услугами «Аэрофлота» и которые летали по международным направлениям, — 53%, у остальных авиакомпаний этот показатель составляет 42%.
Пассажиропоток «Уральских авиалиний» в 2020 сократился на 41%, однако компании удалось сохранить пятое место по объему перевозок (5,6 млн человек).
S7 в 2020 году потеряла 12% пассажиров. Аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова отметила, что на внутренних направлениях трафик S7 снизился на 13% против 23% по другим авиакомпаниям. Исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев объяснил, что S7 смогла реализовать набор антикризисных мер, например, начала перевозить грузы и сократила затраты на персонал.
«В то время как перевозчики, развивающие хабовую модель в московских аэропортах, пострадали из-за жесткого локдауна в российской столице, S7 пришлось легче, так как уже несколько лет важным стыковочным узлом для этой авиакомпании является новосибирский аэропорт Толмачево», — добавил Олег Пантелеев в разговоре с РБК.
По итогам 2020 года «Победа» стала единственной авиакомпанией из топ-15, которая смогла закончить год с чистой прибылью (1,4 млрд руб. против 4,9 млрд. руб. за 2019 год). Компания не выполняла полетов в течение апреля и мая 2020 года, однако пассажиропоток упал всего на 12%.
Меньше всего пассажиропоток сократился у авиакомпании «Азимут», которая потеряла всего 2%. Компания специализируется на полетах на юг России. Павел Удод, председатель совета директоров компании, ранее сообщал РБК, что «Азимут» смог завершить 2020 год с небольшой чистой прибылью, однако, согласно официально опубликованной отчетности, это не так: убыток за 2020 год составил 145,9 млрд. руб, а чистая прибыль за 2019 год была на уровне 84,5%.
«Мы действительно рассчитывали закончить 2020 год с символической чистой прибылью. Но в итоге, „на бумаге“, получили чистый убыток. По факту у нас положительный денежный поток», — пояснил сейчас Павел Удод РБК такой результат.
Аналитики «ВТБ Капитала» прогнозируют, что в 2021 году авиакомпании также понесут убытки: ожидается, что они составят около 40 млрд руб. — треть от совокупного убытка 2020 года. Оценка проводилась по 35 крупнейшим авиакомпаниям.
Сергей Зайцев, старший эксперт авиационной практики Bain & Company, считает, что 2021 год тоже будет сложным для авиакомпаний, поскольку международное авиасообщение по-прежнему работает в ограниченном режиме, а конкуренция на внутрироссийских направлениях будет расти. Росту внутренних перевозок поспособствует в том числе и приостановка авиасообщения между Россией и Турцией с 15 апреля до 1 июня.