Прошедшая с 27 по 29 октября онлайн конференция TITW Online объединила на одной площадке ряд ведущих экспертов туристической отрасли. Первый день мероприятия был посвящен IT-технологиям для туристических агентств. Второй — для Business Travel & MICE.
Как подчеркнула генеральный директор «АЛЬЯНС-ТЭВЕЛ» Татьяна Мехед, в этом году IATA дала три глобальных прогноза в апреле, июне и октябре — все они отличаются.
«Изначально речь шла об улучшении ситуации к концу 2020-го года, затем эксперты прогнозировали нормальное функционирование отрасли к 2023 году, позднее — уже к 2024. Последние пол месяца говорят нам о том, что в январе 2021-го будет уже другой прогноз», — пояснила эксперт.
Как отметила Татьяна Мехед, если посмотреть на статистику Росавиации с 2010, то можно увидеть, что модель 2020 года совпадает с уровнем перевозок за 2012 год. При этом в 2015 и 2016 годах рынок также фиксировал снижение перевозок.
«Мы видим, как росла авиация, но будут ли работать это же источники роста в 2021 году? Если посмотреть на статистику группы компаний „Мой Рейс“, в 2006 году средняя провозная плата за сегмент составляла 6348 руб. В 2016 году показатель поднимается до 9 127 руб. То есть за 10 лет рост составил всего 40%. При этом если учитывать инфляцию, то в 2019 году тарифы должны были увеличиться до 16 722 рублей. Но, как мы видим, этого не произошло. Причин несколько. Во-первых — это высокая конкуренция и оптимизация авиапарков. Если говорить про 2021 год, то по прогнозам, только из-за укрепления курса валют международные перевозки должны были сократиться на 20%. Конечно, у каждой авиакомпании будет своя модель. И тут надо обратиться к феномену „Победы“: с 2016 года тарифы перевозчика стабильно снижаются, а объемы растут. На наш взгляд, компания приносит прибыль за счет дополнительных услуг, доля которых довольно велика. И вот эта модель будет маяком для других перевозчиков. Именно поэтому авиакомпании стремятся к работе по NDС протоколам, позволяющим в одном заказе продавать и тариф и услуги», — пояснила она.
Генеральный директор «Мой Агент» Виктория Кизимова отметила, что на данный момент ситуация в бизнес сегменте по сравнению с летом частично стабилизировалась. «Осенью началось формирование новой бизнес реальности. С одной стороны, люди начали понимать, что живую энергию общения ничего не заменит. С другой стороны, растет стоимость технических специалистов, для которых вне туристического сегмента предлагается огромное количество возможностей как по зарплате, так и по интересным проектам. Это забирает от нас ресурсы», — считает эксперт.
Анатолий Курюмов, генеральный директор Raketa.travel, напротив, сообщил, что этот год стал успешным. Компания стала разработчиком нескольких решений. «Для корпоративных клиентов мы предлагаем автоматизацию процессов от бюджетирования и планирования поездок и до ее выполнения аналитики данных и аудита. Для агентств мы являемся просто инструментом продаж», — сказал он, уточнив, что в 2020 году компания вышла за рамки России и СНГ, расширив проект до 15 стран. Помимо этого компания не только не сократила сотрудников, но и расширила штат.
В свою очередь Алексей Люткевич, IT-директор Center.Travel поделился опытом запуска IT продукта в Business Travel в период кризиса. «Если сравнивать с зарубежными аналогами, на российском рынке не так много современных, инновационных и технологичных продуктов. В лучшем случае мы отстаем на 3–5 лет. Наша цель была создать полностью автоматизированный продукт, где клиент самостоятельно выбирает всю цепочку услуг от покупки, до выставления документов», — пояснил он.
Финальной частью второго дня конференции стала дискуссия «Саморегулирование отрасли Business Travel», в рамках которой представители сегмента обсудили главные проблемы в отрасли, пути их решения, а также цели и задачи Союза Агентств Делового туризма (САД).
«Естественно у нас есть примеры демпинга, завышенных отсрочек по платежам, скрытых сборов, серого сегмента. Компаниям, которые работаю в белую, бороться с таким веером вариаций довольно сложно. И вопрос здесь в том числе и к нашим клиентам, которые такими услугами пользуются. Если наши клиенты на рынке будут продолжать неким образом стимулировать такой вид деятельности, то мы не сможем стать более прозрачными для всех», — отметил Денис Матюхин, председатель совета директоров группы компаний «Аэроклуб».