Основанная в 2000 году группа компаний «Business Travel Partners» (BTP) два десятка лет занимается обслуживанием юридических лиц в процессе организации командировок, бронированием, выписками и предоставление отчетных документов. В 2019 году оборот группы составил более 2 млрд. руб., а количество штатных сотрудников практически достигло отметки в 100 штатных единиц. В конце 2019 года BTP разработала трёхлетнюю стратегию развития с целью увеличения объемов продаж и перестройки внутренних бизнес-процессов, а так же доработки своего флагманского продукта — системы btp4. Но коронавирус внес свои коррективы. О том, что бизнес переживал первые месяцы пандемии, порталу TRN рассказал Игорь Полтавский, совладелец компании:
В марте этого года мы наблюдали, как разворачивается пандемия на территории Европы, если в начале месяца были полны уверенности, что нас это не коснется, то к концу было понятно, что мимо нас это не пройдет, но еще тогда сохранялись мысли, что в нашей стране карантина как такового все-таки не будет или если и будет то не продолжительный, после чего будет резкий скачок и возврат к прежним объемам. Но желанием не удалось сбыться, и первые же выступление Президента РФ о «не рабочих днях», окончательно развили все иллюзии, каждое последующее выступление как серпом…. Ну вы поняли! В общем, грусть, тоска и печаль!
Я позволил себе немного в затейливой манере описать то, что происходило в марте и апреле, разумеется, мы готовились и прописывали возможные сценарии сокращения продаж. Еще в феврале появились первые тревожные нотки, поэтому, разработав разные сценарии, их, кстати говоря, было три, уже в марте мы приступили к воплощению. Но даже самый жуткий сценарий не предполагал, что падение будет настолько сильным.
Объемы в апреле упали в 10 раз, такого даже предположить не могли. И здесь с одной стороны — банк и кредиты, с другой стороны — сотрудники, которым надо платить заработную плату, особенно когда Президент пообещал «сохранение заработной платы». Мы, кстати говоря, долго возмущались по этому поводу, но уже потом поняли, что наш президент имеет в виду выплату МРОТ, по крайней мере, все представленные варианты поддержки сводились именно к этому.
Предпринятые меры или как мы старались выжить
Этот блок я разобью на несколько частей.
Сокращение расходов. Здесь не буду углубляться, думаю, все через это прошли, со своей стороны добавлю, что основной нашей задачей было все-таки сохранить персонал компании, так как нарабатывали его годами, и некоторые сотрудники работают в компании более 10 лет. Тем не менее, нам все-таки пришлось перевести сотрудников на не полную занятость.
Взаимодействие с персоналом. После перехода на удаленную работу, в общем-то проблем с контролем сотрудников или работой из дома не возникло. Но стало очевидно, что пьянки и гулянки, которые проводились до этого и были направлены на сплочение коллектива, нужно как-то перевести в другую плоскость, поэтому было принято решение ввести мероприятие, в которых могли бы поучаствовать наши сотрудники. Так, например, первым делом я ввел практический курс «Английского Языка», в котором могут поучаствовать все сотрудники, так же совместный фитнес, спасибо за это клубу «Дубровка-Фитнес» и их чудесным тренерам. Помимо этого участвовали во всех вебинарах наших партнеров. Все это позволило создать эффект присутствия и командной работы вне рабочей атмосферы.
Помощь от государства и новые доходы. Из всего списка мер, которые предложило наше государство, а точнее за что действительно благодарен — это «Кредитные каникулы», теперь подробнее:
В общем-то, как итог, данные меры, с учетом сохранившихся доходов от основного бизнеса, позволяют нам выплачивать полставки всем сотрудникам компании и нести минимальный уровень расходов необходимый для поддержания бизнеса.
В определенный период времени, стало понятно, что ситуация с простоем предприятия может продлиться достаточно долго, а период восстановления скорее всего не будет быстрым. Ввиду этого мы начали искать возможность заработка в тех сферах, которые сейчас наиболее востребованы. Что удалось привлечь:
Совокупно все три проекта позволили обеспечить 100% занятостью порядка 50–60% персонала, даже в некоторых случаях получилось, что сотрудники стали получать больше, чем зарабатывали до этого, но это скорее исключение, чем практика.
Что дальше или планы на будущее!
Надо отметить, что мы перешли от режима «живем текущим днем», в стадию планирования — пока составили план на 3 месяца. Основной задачей плана является покрытия всех накопившихся долгов за апрель, май и выплата процентов банку в период кредитных каникул, чтобы в осенний сезон компания вошла без долгов и смогла устойчиво встретить восстановление объемов! Здесь надо отметить, что я тоже сторонник взглядов, о том, что после введения режима свободного передвижения, то есть отмены обязательной обсервации, объемы восстановиться в пределах 50–60% от уровня прошлого года, при этом 100% восстановление можно ожидать только в следующем году.
В нашем плане присутствуют еще два аспекта, которые мы должны реализовать в ближайшее время:
В заключение, вспоминается шутка «Хочешь рассмешить Бога — расскажи о своих планах», именно так, можно описать итог стратегии нашей компании на три года, но это не повод опускать руки или не строить планы на будущее. В целом поддержка от государства есть, при чем, на мой взгляд, достаточно существенная, со своей стороны на поддержку не рассчитывал. Появились новые возможности заработка, а так же планы на развитие компании! Поэтому Грусть, Тоска, Печаль прошла, как итог — не спился!
Всем здоровья! Прорвемся!