Зачем в XIX веке купальщикам был необходим фургон с лошадью.
Эпоха королевы Виктории диктовала строгие нравы, хотя ничто человеческое людям XIX века было не чуждо и пляжи они посещали. Правда, передвигались по раскаленному песку в полном облачении: дамы — в кринолинах, джентльмены — в брючных костюмах. Переодевались же в специальных вагончиках, в них же и въезжали в воду.
Небольшие деревянные или брезентовые домики во множестве стояли на берегу. С одной стороны у них располагалась лестница, с другой — место для крепления оглоблей. В последние можно было запрячь дюжего слугу или нанять извозчика с лошадью, каковых тоже хватало.
Извозчик загонял машину в воду, разворачивал ее на 180° (хотя были и «сквозные» фургоны, имеющие два выхода), а сам уезжал восвояси. На популярных курортах можно было даже увидеть рельсы, ведущие с берега в воду. Машины, которые к ним прилагались, были оснащены паровым двигателем, поэтому никаких лошадей не требовалось.
Теперь можно было переодеваться из парадного костюма в «срамной». Кавалеру полагалось иметь купальную пижаму (а ведь до середины XIX века мужчинам даже разрешалось купаться нагишом), а даме — купальное платье. Справиться с корсетом помогала специальная помощница — диппер.
Дальше впору публиковать инструкцию: «Спускайтесь в воду и наслаждайтесь жизнью. От солнца вас защитит навес. От нескромных взглядов — брезентовая палатка. Если не умеете плавать — поможет веревка, затянутая вокруг талии и привязанная другим концом к фургону. Поплавав и переодевшись, поднимите флажок на крыше фургончика, сигнализируя оставшимся на берегу о том, что вас пора забирать».
Сложности с моралью ясны, но к чему нужны сложности с доставкой в водоем и обратно? Не проще ли было просто поставить стационарные купальные машины прямо в воде? И тут как раз все разумно — их бы унесло в море при первом же шторме.
Кто додумался до изобретения этого образчика нравственности, точно не известно. Одни источники уверяют, что это был некий англичанин по имени Бенджамин Бил, который сконструировал фургон еще в 1750 году. Вторые утверждают, что купальная машина появилась лишь в конце XVIII века. Третьи — что «дом на колесах», напротив, был создан намного раньше. Так, в публичной библиотеке английского курортного городка Скарборо висит гравюра, на которой изображены люди, плавающие рядом с чем-то очень похожим на купальную машину. Гравюра датируется 1736 годом.
Особой популярностью купальные машины пользовались в Англии и ее колониях, но применялись и в других странах: Мексике, США, Франции, Германии и даже России. Бенефис длиной в сто лет завершила сексуальная революция начала XX века. Она похлеще любого шторма смела купальные домики с пляжей, и в период с 1914 по 1920 год они вышли из употребления полностью.