Одни специальности в прошлом были прерогативой исключительно дам, другие, наоборот, постигали лишь мужчины. Прошло время и все перевернулось с ног на голову. И на то были причины.
Гончар
{{slider|31679}}
Самым ранним ремеслом на Руси было гончарное дело. Слепить что-то из глины на «кружале» — так в старину называли гончарный круг — было нелегко, это требовало немалых физических сил. Но гончарного круга у славян не было очень долго, вплоть до IX-X века, да и тогда его использовали лишь в городах, а в деревнях он появился еще позже — к X-XI столетию. До того все лепили руками и занимались этим женщины — во-первых, не тяжело, во-вторых кому как не женщине лучше знать, какой горшок надобен для каши, а какой — для щей.
Впрочем, первые гончарные круги были ручными и управлялись без помощи ног, поэтому, вероятно, на таких «кружалах» могло работать и женское сословие. Горшок при этом изготавливался заранее ленточным способом — когда к круглому донышку по спирали приклеивали тонкие колбаски. Приклеивали до тех пор, пока не получался сосуд. В таком виде его и ставили на круг, а затем одной рукой крутили диск, а второй заравнивали промежутки между стыками «колбасок» при помощи мокрого куска ткани или кожи. А вот когда «кружало» стало управляться при помощи ног и горшки сразу лепили на нем из цельного куска глины — хрупкие дамы передали гончарную эстафету мужчинам. Впрочем, сегодня, с появлением электрических кругов, на которых не нужно работать ногами, многие женщины вновь открывают для себя профессию гончара.
Литейщик
{{slider|31680}}
Сегодня эта специальность входит в список запрещенных для женщин в России. По крайней мере, что касается литейщика свинцовых сплавов. А в древней Руси металл лили исключительно представительницы прекрасного пола. Археологи узнают об этом благодаря женским погребениям, где находят не только предметы из металла, но и сами литейные инструменты, а вот в мужских могилах таких вещей у ранних славян, живших в VII веке, практически нет.
Все потому, что первыми металлическими изделиями у наших пращуров, собирателей и землепашцев, вероятно, было вовсе не оружие, а украшения, например, фибулы — застежки для ткани, а также женские бытовые предметы вроде шильев или пряслиц — «грузиков» в виде диска или цилиндра со сквозным отверстием, применявшимся для утяжеления веретена. Эти вещи были небольшими и изготавливать их было делом хлопотным. Сначала — вылепить из воска форму будущего изделия, потом обмазать ее глиной и обжечь. Воск вытапливался, а полая форма оставалась. В нее и заливали металл. Чтобы извлечь готовый предмет, глиняную форму разбивали, и при необходимости повторяли снова.
Мужчины такими «мелочами» не занимались. А вот ковка, в том числе, холодная (без температурного воздействия на металл) всегда была прерогативой сильного пола. Да и литейное дело постепенно переходило в их уверенные руки, пока к XII-XIII векам окончательно не стало «мужской» специализацией. Ведь именно в это время в массовом порядке понадобилось изготавливать оружие и доспехи, чтобы защититься от набегов степных кочевников, а заодно создавать более «серьезные» предметы хозяйственного назначения, например, топоры. В домашней печи, которыми пользовались женщины, такие вещи не выплавить, поэтому их производство и перешло в кузни, где мужчины управляли металлом при помощи кузнечных горнов.
Пивовар
{{slider|31681}}
Пиво знали еще в Древнем Египте, а за его производство, начиная с выращивания хмеля и заканчивая дегустацией пенного напитка, всегда отвечал женский пол. В долине Нила даже была своя богиня хмельного напитка — Тенене. А для обозначения женщин-пивоваров существовали специальные иероглифы. Похожим образом дела обстояли у шумеров, в их мифологии за пиво и другие алкогольные напитки тоже отвечал не бог, а богиня — Нинкаси. В древних рецептах пива даже встречаются молитвы, обращенные к ней. Кстати, во время религиозных обрядов женщинам полагалось быть немного во хмеле, иначе Нинкаси не стала бы их слушать.
Вероятно, так сложилось потому, что женщины издавна отвечали за выращивание любых растений, и приготовлением любой пищи ведала она же. Ничего не поменялось и в Темные века. Есть мнение, что образ средневековый ведьмы в остроконечной шляпе, помешивающей метлой в котле какое-то зелье, на самом деле срисован с тогдашних пивоварок. Это и понятно, ведь алкоголь одурманивает, а, значит, приготовить его могла только колдунья.
Дело между тем приносило хорошую прибыль, и мужчины начали вытеснять слабый пол из отрасли. Говорят даже, что некоторые средневековые процессы над ведьмами были учинены с корыстной целью — дабы завладеть «оборудованием» и рецептами несчастной пивоварки.
Корсетных дел мастер
{{slider|31682}}
«Чтобы быть красивой, надо ей родиться, чтобы ей казаться, надо страдать», — гласит французская пословица. И женщины страдали. Одним из таких орудий пыток в течение нескольких столетий были корсеты. И, хотя носили их не только женщины, но и мужчины, наибольшей деформации свое тело в погоне за осиной талией подвергали, конечно, первые. А поскольку традиционно шитьем одежды, особенно для слабого пола, занимались те же женщины, они же изготавливали и корсеты.
Для тех нужны были специальные материалы, например, китовый ус. Кстати, именно мода на корсеты из китового уса привела к тому, что в период между 1850-ми и 1870-ми годами популяция гренландских китов снизилась на рекордные 60%. Важно было и соблюсти все технологии — правильно снять мерки, хорошо и аккуратно проклеить несколько слоев ткани. Поэтому корсеты стоили дорого, а, значит, приносили немалый доход. Понятное дело, что такой род деятельности заинтересовал мужской пол, который стал вытеснять женщин из профессии, и даже лоббировать принятие законов, запрещающих дамам делать корсеты. И, мало-помалу, это им удалось — корсетных дел мастерами стали, в основном, мужчины.
Журналист
{{slider|31683}}
Исконно мужских профессий, которые стали женскими, не так много, ведь зачастую они связаны с физической силой и выносливостью. Хотя некоторые специальности могли быть «бесполыми» изначально, но в силу разных причин, оставались мужскими. Например, журналист. В царской России женщины не допускались в сферу информации — этим занимались сугубо мужчины. Во-первых, женщина тогда воспринималась лишь как придаток мужчины, а информация — дело важное, «придатку» ее не доверить. Да и на западе, в демократических США, упорной и талантливой Нелли Блай пришлось доказывать свою профпригодность. В итоге она стала всемирно известным репортером, а заодно поставила мировой рекорд кругосветного путешествия. Было это в XIX веке.
Не забудем еще, что профессия журналиста была связана с ненормированным рабочим днем, постоянными стрессами и риском для жизни. Впрочем, и после установления советской власти с ее новым отношением к слабому полу, традиции в журналистике не изменились. Так продолжалось вплоть до Великой Отечественной войны. И только гендерный дисбаланс позволил обратить внимание на то, что социальные вопросы (а таковых после войны было порядочно), лучше освещают женщины. А еще женщины были готовы работать за меньшую плату. В итоге в 1980-е годы стандартная оплата труда репортера колебалась от 80 до 120 рублей в месяц, в то время как рядовой инженер получал 160. Неудивительно, что мужчины не стремились посвятить свою жизнь газетным строчкам. Та же ситуация продолжается и поныне. По данным портала Superjob.ru, соотношение женщин и мужчин в журналистике в XXI веке составляет 74 и 26% соответственно.