С медицинской тематикой в российской художественной литературе я практически не сталкивался, да и специально ничего такого не искал, и от того было интересно и необычно познакомиться с “врачебными” рассказами Михаила Булгакова - сборником «Записки юного врача», рассказом/мини-повестью «Морфий» и стоящим особняком рассказом «Я убил».
***
«Записки юного врача» – цикл рассказов, посвящённый рабочей практике свежего выпускника медицинского университета, попавшего после учёбы в самое “пекло” - в глухую уездную больницу единственным доктором. Это почти как выпускника-первогодку технического вуза поставить сразу начальником небольшого производства или руководителем проекта. Пусть «Записки юного врача» не единая повесть, но в сборнике отчётливо прослеживается эволюция образа главного героя - его путь от неопытного и неуверенного в своих силах врача, до умудрённого опытом специалиста и сильного человека с закалённым характером. Эта история даже не про главного героя-врача, но про главного героя-человека, которому приходится преодолевать свои страхи и неуверенность, браться за тяжелые профессиональные задачи, бороться с “темнотой”,необразованностью окружающих и внешними обстоятельствами, и в результате всего герой не ломается, но успешно справляется с испытаниями.
Сборник может не понравится отдельным читателям – кто-то наверняка посчитает презрительными и высокомерными выпады Булгакова относительно необразованности и “темноты” народа, но тут я буду на стороне автора. И сейчас, порой, мы видим вокруг себя мракобесие, пренебрежение своим здоровьем и рекомендациями врачей в частности, а страшно представить, что было сто лет назад. Да и не несёт от главгероя ощущением “интеллигентного
превосходства”, но ясно показано его желание бороться с “тьмой египетской” и помогать людям.
«Морфий» – рассказ/небольшая повесть, заслуживающая отдельного упоминания. Если «Записки юного врача» - история об успешном преодолении трудностей и испытаний, то «Морфий» – наоборот, хроника распада и деградации личности под действием одноимённого наркотика. Главный герой получает дневник своего знакомого-коллеги, в котором тот описывает свой “путь” наркомана – “путь" от уважаемого и образованного доктора, поражённого в один момент жизни душевными страданиями из-за несчастной любви, и от того легко поддавшегося пагубной привычке, до полностью зависимого от наркотика человека, трусливого, жалкого. Сходу не назовешь (если нет, то поправьте меня), где ещё в российской классике поднималась тема наркомании, и потому «Морфий» читать вдвойне интересно, и наверняка познавательно – кто не знает, - Булгаков сам некоторое время был морфинистом.
Пару слов о рассказе «Я убил» – здесь пусть главный герой и тот же, что и в «Морфие», но сама тема рассказа стоит особняком от “врачевательства”. Рассказ ближе и по сюжету и по духу к «Белой гвардии», затрагивая тему гражданской войны.
***
Может вышеуказанные рассказы и имеют меньший уровень значимости, чем всеизвестные булгаковские повести, но хуже от этого они не становятся. Читать их однозначно стоит, если вы хотите познакомиться с хорошим художественным произведением о врачебной тематике, если вы хотите узнать Булгакова не только как автора «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца», но и как мастера реалистичного и профессионального рассказа, и если вам интересны темы и типы сюжетов, описанные выше.