История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

 

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Американцы снимают нацистский флаг, висящий на немецком консульстве. Сан-Франциско,  1941 г.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

В середине июня 1941 года под колоссальным давлением Результата американская администрация издала приказ о закрытии всех германских консульств в США.  Фриц Видеман (генеральный консул Германии в Сан-Франциско) получил предписание покинуть страну к 10 июля.  По словам журналистов, прохожие возле консульства восклицали: "Скатертью дорога!", а двое американских матросов залезли на крышу и сорвали флаг со свастикой.

Работница завода фирмы Боинг в Сиэттле на проверочном стенде проверяет электропроводку перед ее монтажом на бомбардировщик B-17F Flying Fortress, декабрь 1942 года.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Эти стенды оптимизировались для того, чтобы можно было быстро проверить уже практически собранную электросистему перед монтажом на самолете, при этом создав минимум предпосылок для ошибок и путаницы и сделав процедуру понятной и выполнимой даже для еще не очень квалифицированного персонала, недавно пришедшего на завод.

Решение таких проблем вообще было "фирменной" американской "фишкой"... однажды в виде опыта перед парнем - уборщиком на аэродроме была поставлена задача запустить все 4 двигателя бомбардировщика В-29, пользуясь специально подготовленной инструкцией; его посадили за панель бортинженера, дали эту инструкцию и сказали - "делай"... он справился минут за 20-25. Небольшое число очень квалифицированных людей сделали систему которой мог пользоваться любой человек.

B-17 стал первым действительно массово выпускаемым крупным самолётом. Самолёт участвовал в боях над всеми театрами Второй мировой войны и его производство закончилось только в мае 1945 года. Всего был произведён 12 731 самолёт на заводах Boeing, Douglas и Vegaruen (подразделение Lockheed).

Дефицит бензина в Нидерландах, 1941 год.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Обучение бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН) приемам рукопашного боя. СССР. 1941 год.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Приказом Народного Комиссариата внутренних дел СССР от 27 июня 1941 года был создан Центр подготовки специальных разведывательно-диверсионных отрядов для действий в тылу противника. В организационном смысле вся работа по координации указанной деятельности возлагалась на 4-ое управление НКВД-НКГБ СССР.  К осени 1941 года в составе центра числились две бригады и несколько отдельных рот: саперно-подрывная, связи и автомобильная. В октябре месяце он переформирован в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения НКВД СССР - ОМСБОН.

Процесс формирования протекал в Москве на стадионе «Динамо», где теперь в честь этого события установлена памятная доска из белого мрамора.

После завершения формирования в состав мотострелковой бригады входило около 25 000 человек, из них две тысячи иностранцев — немцев, австрийцев, испанцев, американцев, китайцев, вьетнамцев (из шести вьетнамцев установлены имена пятерых: Ли Нам Тхань, Ли Тхук Тят, Выонг Тхун Тинь, Ли Ань Тао, Ли Фу Шан — все они были награждены [некоторые посмертно] советскими боевыми наградами), поляков, чехов, болгар и румын, являвшихся политическими иммигрантами и проживавшими в СССР. В состав соединения входили лучшие советские спортсмены, в том числе чемпионы по боксу и лёгкой атлетике впоследствии они стали основой диверсионных формирований, посылавшихся на фронт и забрасывавшихся в тыл врага. Соединение находилось в непосредственном подчинении у Лаврентия Берии.

В целом, в результате действий бригады было пущено под откос 1415 вражеских эшелонов с живой силой, техникой, боеприпасами, горючим, а также 5 бронепоездов; уничтожено 1232 паровоза; 13 181 вагонов, платформ и цистерн; 2323 автомашины, тягачей, мотоциклов; подорвано 92,2 км рельсовых путей; взорвано 335 железнодорожных и шоссейных мостов. Движение поездов приостанавливалось более 450 раз. Было уничтожено 145 танков и бронемашин, сбит 51 самолёт. Выведено из строя около 700 км кабеля телефонно-телеграфных линий, в том числе до 240 км кабеля, связывавшего командование немецкого Восточного фронта с гитлеровской ставкой. Осуществлено более 400 других диверсионных актов, в результате которых в частности было взорвано и сожжено 344 промышленных предприятия и склада. Также было проведено 1084 боевых столкновения с противником, разгромлено 122 гарнизона, жандармских и полицейских управлений, комендатур и штабов. В открытом бою и в результате диверсионных актов было уничтожено 136 130 солдат и офицеров противника. Было ликвидировано 87 видных представителей гитлеровских оккупантов, 2045 фашистских агентов и пособников врага. В качестве трофеев было захвачено 45 орудий, миномётов и пулемётов; более 850 винтовок и автоматов; 21 танков, самоходных орудий и тягачей; более 100 мотоциклов и велосипедов[24].

7 103 военнослужащих ОМСБОН были награждены орденами и медалями, свыше 20 стали Героями Советского Союза.

Командир взвода автоматчиков П. Я. Гольдберг в цеху завода "Баррикады".  Сталинград, осень 1942 г.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Позирует, конечно, но тем не менее, фото интересное, - хороший портрет защитника Сталинграда.

Прибыл в Сталинград осенью 1942 г. с ТОФа. Фото сделано до 15 ноября 1942 г.-в этот день был тяжело ранен.

Война застала Павла Гольдберга во Владивостоке, где он проходил службу в рядах Тихоокеанского флота. Осенью 1942 года в числе 1800 моряков-тихоокеанцев был отправлен в Сталинград. 15 ноября 1942 года тяжело ранен. Позже участвовал в боях на Курской дуге, форсировании Днепра, освобождении Карпат и Польши. Войну закончил в звании старшего лейтенанта, награжден орденами «Красного Знамени», «Красной Звезды», «Отечественной Войны 2-ой степени» и медалью «За оборону Сталинграда». За годы войны один раз контужен, четыре раза ранен (три раза тяжело).

Летчик 105-го отдельного гвардейского авиаполка гражданского воздушного флота Гвардии лейтенант Александр Петрович Мамкин (1916 — 1944) принимает ребенка для посадки в самолет перед своим последним вылетом. 10.04.1944

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Фотография сделана на площадке партизанского аэродрома, оборудованного на озере Велечье.

Летчик 105-го гвардейского авиаполка гражданского воздушного флота Гвардии лейтенант Александр Мамкин в ночь с 10 на 11 апреля 1944 г. вывозил уже седьмым рейсом из глубокого тыла врага детей-сирот Полоцкого детского дома, спасенных партизанами от участи доноров для раненых немецких солдат. Над линией фронта самолет был обстрелян. Огонь из моторного отсека перенесся на двигатель, с двигателя на кабину пилота. Летчик горел заживо, но продолжал вести машину к своим, сумел посадить на лед озера близ г. Велиж. Примчавшиеся навстречу охваченному пламенем самолету медики полка не смогли объяснить, как мог человек в горящем комбинезоне вести машину, как мог в чаду, заволокшем кабину, совершить посадку и перевалить полусгоревшее тело через борт, сделать несколько шагов, ведь обгоревшие ноги в меховых унтах надломились, а летные очки вплавились в лицо. Пассажиры не пострадали, хотя одежда некоторых уже начала тлеть. Самый взрослый мальчик из перевозимых детей Володя Шишков открыл дверцу кабины. Вместе с воспитательницей Валентиной Латко он вынес заплаканных, но невредимых детей и двух тяжелораненых партизан. Александр Мамкин скончался в госпитале от полученных ожогов 17 апреля 1944 года.

По совпадению в день последнего седьмого рейса А. Мамкина на партизанский аэродром прилетели московские кинооператоры, кадр из съемки которых приведен здесь. А.П. Мамкин до своей гибели совершил не менее 70 ночных вылетов в немецкий тыл к партизанам на самолете Р-5. Награждён орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Похоронен в городе Велиж Смоленской области.

Портрет Александра Мамкина.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Не награды ради, но...

Александр Мамкин ушёл на фронт добровольцем. Совершил более 70 ночных полётов в тыл противника к партизанам. Доставил более 20000 кг боеприпасов и вывез 280 раненых.

За проявленные мужество и героизм был награждён:

Медаль «Партизану Отечественной войны» 1 степени

Орден Красного Знамени

Орден Отечественной войны 1 степени

Орден Александра Невского

За беспримерный подвиг был посмертно представлен к званию Героя СССР. По неизвестным причинам ни звания ни награды за последний подвиг присвоено не было.

Американский бомбардировщик B-29 «Суперкрепость» (Boeing B-29 Superfortress) взлетает с аэродрома острова Сайпан. декабрь 1944

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Командующий немецкими войсками Юго-Запада (Средиземноморье, Италия) и группы армий «С» генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг (Albert Kesselring, 1885 — 1960; сидит слева на тягаче NSU Kettenkraftrad HK 101 (Sd.Kfz.2)) во время инспекционной поездки на фронт в Монте-Кассино. март 1944

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Является одним из 27 награждённых Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами.  Получил прозвища «Улыбчивый Альберт» (англ. Smiling Albert) от Союзников и «Дядя Альберт» (нем. Onkel Albert) от своих солдат, так как был одним из самых популярных немецких генералов Второй мировой войны.

Во время Второй мировой войны Кессельринг командовал воздушными флотами в Польской и Французской кампаниях, битве за Британию и операции «Барбаросса».

20 июля 1941 года командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг (A. Kesselring) на совещание с командирами в связи с предстоящим рейдом обратился к экипажам:

— Мои авиаторы! Вам удавалось бомбить Англию, где приходилось преодолевать сильный огонь зениток, ряды аэростатных заграждений, отбивать атаки истребителей. И вы отлично справились с задачей. Теперь ваша цель — Москва.
Будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей, как и несколько прожекторов. Они не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации. Вы должны, как это всегда делали над Англией при благоприятных условиях, подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы. Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной.
Через четыре недели войска победоносного вермахта будут в Москве, а это означает конец войне...».

Как главнокомандующий на юге, он руководил немецкими войсками на Средиземноморском театре, в том числе Североафриканской кампанией. Кессельринг сдерживал Союзников на Итальянском фронте до октября 1944 года, когда попал в автокатастрофу. На заключительном этапе войны он командовал немецкими войсками на Западном фронте.

После войны Кессельринг был осуждён за военные преступления и приговорён к смертной казни (по обвинению в гибели 335 итальянцев — мирных жителей), впоследствии приговор был заменён на пожизненное заключение. Кампания политиков и СМИ привела к его освобождению в 1952 году, якобы по состоянию здоровья. После освобождения принимал активное участие в деятельности реваншистских организаций, возглавлял возрождённую организацию «Стальной шлем».

Кессельринг является одним из двух генерал-фельдмаршалов (второй — Эрих фон Манштейн), издавшим после войны мемуары, — «Soldat bis zum letzten Tag» (Солдат до последнего дня). В своих мемуарах он упрекает Гитлера, о котором пишет с особенно большим почтением, в том, что тот совершил в своей политике крупную ошибку, не заключив с Францией после её разгрома военного союза против Советской России. Кессельринг предлагал, основываясь на соглашении между Аденауэром и де Голлем, начать новый поход на Восток и в первую очередь против Советского Союза. Фельдмаршал вынашивал планы новой войны.

Оставшиеся годы жизни он посвятил защите бывших немецких генералов от обвинений, связанных с их действиями во время войны. В 1960 году он умер от сердечного приступа в возрасте 74 лет.

Жительница Данцига (ныне Гданьск в Польше) у витрины с объявлениями, обращенными к солдатам и местным жителям.  1945

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Фотография сделана в период наступления Красной Армии на Данциг.

Текст объявлений: «Солдаты, являйтесь в ближайший военный штаб. Идущие с обозами гражданского населения и околачивающиеся по частным квартирам считаются дезертирами» и «Данцигцы, соблюдайте дисциплину. Паника и распространение слухов — лучшие союзники большевиков».

Советский офицер в немецком танке Pz. Kpfw. IV Ausf. H из состава 9-й танковой дивизии вермахта (9. Panzer-Division), захваченном на Курской дуге под Орлом. июль-август 1943

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Немецкая штабная колонна стоит на улице украинского населенного пункта.  1943

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

На переднем плане командирский полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251/6 Ausf.C, за ним грузовик Opel Blitz, далее два легковых автомобиля Ford Eifel и полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251.

Расчет 40-мм зенитного орудия Bofors L60 финского бронепоезда №1 на станции в оккупированном Петрозаводске. 18.02.1942

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Бывший бронепоезд российской императорской армии «Генерал Анненков» (на момент события — бронепоезд «Имени Фёдора Раскольникова»), 24 апреля 1918 года, в районе станции Säiniö (ныне — Верхне-Черкасово) попал в ловушку белофинов и был захвачен. В финской армии числился под №1. Один из вагонов сохранился до сих пор и находится в экспозиции финского танкового музея в городке Парола.

Bofors L60  - «40-мм зенитная автоматическая пушка [армейская передвижная, со стволом длиной 60 калибров] марки «Бофорс».  По состоянию на 1939 год (на момент начала военных действий в Европе), шведские производители экспортировали «Бофорс» в 18 стран мира и заключили лицензионные договора с ещё 10 странами. Выпуском орудий занималась военная промышленность стран Оси и союзников по Антигитлеровской коалиции. Выпуск нелицензированных копий установок «Бофорс» местного производства без заключения договора с владельцем лицензии (AB Bofors) был освоен в разное время в СССР, КНР (копия советской модели выпускается до сих пор), Японии  (японской промышленностью производились точные копии установок американского производства, захваченных в ходе боёв на Малайском архипелаге).  В Третьем рейхе эта пушка производилась на различных предприятиях в Германии и за её пределами, в частности, в Австрии, Венгрии, Норвегии и Голландии.

Заключенные концлагеря Маутхаузен и солдаты 11-ой бронетанковой дивизии США. 1945 год.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Лагерь Маутхаузен был построен на окраине старинного верхнеавстрийского городка Маутхаузена еще в 1938 году, когда он стал "филиалом" нацистского концлагеря Дахау, расположенного неподалеку от баварской столицы - Мюнхена. Первые 2 тысячи советских военнопленных поступили в Маутхаузен 22 октября 1941 года.

За время существования лагеря в нем находилось около 335 тыс. человек из 15 стран. Всего в Маутхаузене замучено свыше 110 тыс. человек (более 32 тыс. советских граждан).  Среди них генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев, один из погибших от обливания ледяной водой на морозе, и сталинградец Дмитрий Основин, ставший национальным героем Чехословакии.

Колонна немецкой бронетехники продвигается по просеке севернее Лепеля.

БССР.  апрель — май 1944 года

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Поддержка немецким частям в борьбе с партизанами. За ЗСУ на базе тягача движется САУ «Носорог» (Nashorn). За ним видны два трофейных легких танка Т-26.

Венгерская самоходная установка «Нимрод». 1941 год.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Венгерская зенитная самоходная установка. Названа в честь библейского персонажа,  легендарного прародителя мадьяр и гуннов. Первоначально задумывалась как противотанковая САУ.  За время серийного производства в 1941—1944 годах было выпущено 135 единиц. «Нимроды» активно использовались венгерскими войсками в 1942—1945 годах.

В войска «Нимроды» начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии, прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 «Нимродов» (3 роты по 6 САУ плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943 года уцелело только три машины.

В качестве противотанкового средства «Нимроды» большого успеха не имели — бороться с советскими Т-34 и KB они не могли.  Поэтому их и использовали в качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно. При стрельбе две самоходки располагались на дистанции 60 м друг от друга, между ними — пост управления с дальномером и вычислительным прибором.

В настоящее время сохранилось два экземпляра ЗСУ «Нимрод»: один — в военном музее в Будапеште, другой (№ Н094) — в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Расчет 7,62-мм пулемета «Максим». Юго-западный фронт, май 1942

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Старый воин гвардии сержант П. Мамонов и его молодой помощник красноармеец И. Киреев вернулись в родную часть после ранения.

Полуглиссеры 1-го отдельного отряда полуглиссиров Днепровской военной флотилии переправляют войска через реку Шпрее в Берлине. май 1945

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Полуглиссер НКЛ-27 предназначен для разведки реки, для связи и для выполнения вспомогательных работ при устройстве переправ. Входит в группу моторных средств понтонного парка Н2П. Полуглисеры привезены на грузовиках и в слабо обороняемых местах была организованна переправа.

На правом катере один из бойцов вооружен трофейным  STG-44, а стоящий рядом держит руках мандолину.

Американские морские пехотинцы укрываются за песчаной дюной Красного пляжа 3 (Red Beach 3) после высадки на атолл Тарава. 20-23.11.1943

История Второй Мировой Войны в фотографиях #111

Битва за Тараву являлась второй по счёту американской наступательной операцией на Тихом океане  (первой была битва за Гуадалканал) и первой наступательной операцией в критической для воюющих сторон центральной части тихоокеанского региона.

В этой битве впервые США встретили серьёзное сопротивление высадке своего десанта со стороны японских войск. В ходе предыдущих высадок американские войска встречали ограниченное первоначальное сопротивление или вообще не встречали никакого. Но на Тараве 4 500 обороняющихся были хорошо снабжены и подготовлены, они сражались почти что до последнего бойца, что привело к тяжёлым потерям в рядах американских морских пехотинцев.

Потери американцев были столь велики, что более сотни трупов не было возвращено на родину. Сержант Норман Хатч, фронтовой кинооператор, снимавший трупы на берегу, получил столь шокирующие кадры, что ему потребовалось специальное разрешение президента Франклина Рузвельта для их публикации. Кадры из киносъёмки Хатча были включены в короткий документальный фильм «С морпехами на Тараве», выпущенный в 1944 году.

Вид на атолл Тарава на следующий день после окончания сражения

много фото и описание сражения.

Версия документальной кинохроники («С морпехами на Тараве») о высадке американцев на атолле Тарава в ноябре 1943.

Следующая новость
Предыдущая новость
Лента публикаций