Как алкоголизм, разбитое сердце, ложь и мамуленька влияли на развитие парфюмерного искусства

Как алкоголизм, разбитое сердце, ложь и мамуленька влияли на развитие парфюмерного искусства

Господа, я буду предельно откровенна - я не знаю, как написать хорошее вступление. В этом посте я решила поделиться с вами четырьмя довольно интересными историями создания ароматов. Они примечательны также тем, что не только были финансово успешными, но и привели к существенным изменениям во всей парфюмерии и появлению новых идей и групп ароматов.
Сразу скажу, Шанели №5 тут не будет - про Шанель худо-бедно знают все.

И еще одно предупреждение - я не являюсь парфюмером или историком парфюмерии. Просто человек с хобби. В посте ниже могут быть ошибки в датах или терминологии.

1. 1709г. Хочешь брызгайся, хочешь - пей!

Перед тем, как рассказать историю создания одеколона, кратко обрисую ситуацию на рынке парфюмерии начала 17 века. Духи были на масляной основе. Они были жидкими, тягучими и страшно дорогими. Непомерная цена складывалась из двух составляющих: дорогие ароматические ингредиенты, которых требовалось добавлять в большом количестве в масляную основу, т.к. она "приглушала" аромат и дорогая, изготовленная, зачастую под заказ, бутылочка. О доступности ароматов говорит хотя бы то, что многие из них оценивали дороже золота - бутылочка стоила годовое жалование среднего чиновника.

В Кёльне держал лавку цирюльник из Пьемонта Джан-Паоло Фемини. Он придумал и успешно продавал у себя в лавке "Aqua mirabilis". Это были масла бергамота, розмарина и лаванды, настоянные на виноградном спирте. Фемини позиционировал свой продукт как универсальное средство: освежиться после бритья, парфюмировать одежду и волосы и, разумеется, приложиться к бутылочке!
Средство хорошо продавалось, но не как парфюм, а как некий предмет обихода.

Как алкоголизм, разбитое сердце, ложь и мамуленька влияли на развитие парфюмерного искусства

С данной ситуацией был категорически не согласен племянник Джана-Паоло, аптекарь Джованни Фарина.

В 1709 году он открывает в Кёльне мануфактуру, которая на сегодняшний день является старейшим парфюмерным заводом в мире.

Фарина, точно также как и вы, был кратко осведомлен о ситуации на парфюмерном рынке своего времени. Смекнув, что бедных людей больше, чем богатых, он задался двумя целями: переплюнуть своего дядюшку и выпустить парфюм, цена на который не оскорбляла честь и достоинство среднего кёльнского чиновника.

Он начал выпуск "Кёльнской воды" - разведенных в спирте бергамота, розмарина, померанца и кардамона. Не стеснялся предлагать ее выпить. К "воде" прилагалась инструкция:«Молодым людям рекомендуется ежедневно 20-30 капель, пожилым – 50-60 капель развести с водой или вином – помогает против учащенного сердцебиения и головных болей»

Вода имела потрясающий успех - легкая, свежая, горьковатая она смотрелась очень необычно и новаторски рядом с густыми и насыщенными масляными ароматами! Учитывая размах популярности, остается только надеяться, что это была популярность на фоне парфюмерного прорыва, а не банальный массовый алкоголизм.

Называть воду "Кёльнишвассер", за пределами Германии не особо хотели, называя ее на французский манер "Eаu de Cologne" - "О Де Кёльн". Да-да, тот самый одеколон.

Основной минус Кёльнской воды заключался в том, что второй своей цели Джованни не достиг. Цена одеколона все еще обижала чиновников средней руки хотя и снизилась с годового жалования до полугодового.

Но знаете что? К тому моменту нашему Джованни было глубоко наплевать на слезинку бюргера, так как он был богат как дьявол!

В одеколон влюбились буквально все! В 18ый век Кёльн вошел не просто очередным городом с упитанными бюргерами, а парфюмерной столицей Европы! Фарина стал почетным гражданином этого города, ему забабахали статую на городской ратуше. Джованни стал поставщиком аромата в королевский двор Англии, Франции, Испании, России.

Семья Фарина до сих пор владеет заводом своего успешного предка, а человечество получило целых два изобретения парфюмерии: широкое распространение спиртовой основы для ароматов и одеколон, как вид аромата для тела, в частности.

2. 1882. "Fougere Royale". Добавим-ка в парфюм наш новый секретный ингредиент!

Прошло двести лет, парфюм подешевел еще немного за счет того, что этим теперь занимается едва ли не каждый цирюльник и аптекарь. У цирюльников не было особых средств на кипучее разнообразие ингредиентов - закупали то, что было распространено в европе: масла вербены, розы, бергамота, лаванды. Разнообразие было богато на повторы.

Что же делать бедному парфюмерному дому "Houbigant"? Создать еще один одеколон - решение логичное лишь на первый взгляд. Их новый аромат просто утонет в цирюльных водах!

- Давайте добавим новый ингредиент, который я изобрел! - предложил Поль Парке. -Это кумарин! Синтетический аналог бобов тонка! (прим.: бобы тонка похожи по внешнему виду на какао-бобы и пахнут, как мне кажется, всеми пряностями по-немножку. Когда я его нюхала, мне показалось, что они пахнут очень-очень сдобной булочкой с корицей. Такая булочка, которую испечет тебе бабушка, когда узнает, что ты любишь пряности)

- Прекрасно! - Согласились управляющие домом, - только давайте добавим к кумарину еще один ингредиент! Маркетинг!

И заверте... Новый аромат "Fougere Royale" - бесценный аромат, на стыке парфюмерного искусства и биологии! "Королевский Папоротник" - парфюм, на рубеже передовых открытий ботаники! Ученые парфюмерного дома "Houbigant" сделал настоящий прорыв, найдя сорт цветущего папоротника и добыв из него редчайшее ароматическое масло! Покупай! Торопись!

Пока ботаники сидели с грустными и задумчивыми лицами, аромат продавался огромными партиями по всему континенту. Этот аромат задумывался привлечь женскую, в те времена менее интересующуюся парфюмами, аудиторию, но увидя, как основная ЦА уходит из цирюлен в аптеки дома "Houbigant", управляющие быстро свернули "женскую" лавочку и сделали вид, что все так изначально и планировали.

Конкуренты дома Хабиган относились к их новому аромату по-разному. Одни очень его полюбили. Настолько, что и сами захотели продавать такой прекрасный аромат. Другие его возненавидели. Особенно, за то что Хабиган нашли цветок папоротника, а они - нет.

И поклонников, и ненавистников "Королевского папоротника" объединило одно - желание найти этот самый цветущий папоротник. Но, обращаясь в свои лаборатории они только натыкались на крайне унылых ученых с очень грустными глазами.

"Папоротник не цветет, " - говорили они. "Он размножается спорами".

Мистификация была раскрыта! Создатели "Королевского папоротника" уже было приготовили специальные веера из денег, чтобы прикрывать стыдливо покрасневшие щечки, как тут сказал свое слово тот, кого этот спор вообще не касался!

Потребитель.

"Да я вообще в этих ваших папоротниках - шмапоротниках не разбираюсь. Мне запах понравился", - сказали все, как один, владельцы этого аромата.

Парфюм был правда очень хорош и необычен. Темные, влажно-травянистые нотки мха, дуба, лаванды с яркой огненной искрой гвоздики, мускатного ореха и кумарина. Он был свежим, но сложным и интересным. Оригинальным, но не слишком рискованным.

Спрос на этот аромат взлетел быстро и так же быстро упал, чтобы спустя век быть вытянутым из небытия и перевоплотиться в целую новую группу ароматов - фужерную. Она же папоротниковая.

Как алкоголизм, разбитое сердце, ложь и мамуленька влияли на развитие парфюмерного искусства

3. 1889. "Jicky de Guerlain". Про любовь к своей фамилии, расставание, неудачный старт продаж и удачный маркетинговый ход.

Краткий экскурс в историю парфюмерии 19 века. Под влиянием всяких ушлых ребят, в моде легкие ароматы. Правда в 89ом дошло до определенной степени аскетизма. Если аромат розовый - значит должен состоять только из роз, жасминовый - из жасмина. Ароматы покупали все так же в аптеках и цирюльнях. Чаще в последних, так как ароматами пользовались в основном мужчины, но какого-либо конкретного деления на зимние/летние, вечерние/дневные, официальные/повседневные, мужские/женские.

В 1828 году Пьер Франсуа Герлен решил, что с него довольно. Довольно продавать парфюмы где попало - пора бы уже их продавать в отдельном магазине, специально для этого предназначенном. Так же он решил не стесняться с названием своего нового магазина, и сделал вывеску со своей фамилией. И, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений, решил не только давать названия ароматам, но и подписывать своей фамилией каждую бутылку изготавливаемого у него парфюма. Таким образом, Герлен стал старейшим из ныне живущих и известных парфюмерных брэндов.

В 1860 году Пьер Герлен посылает своего сына Эме Герлена в Англию, учиться уму-разуму и парфюмерии. Там Эме встречает девушку Жики. У них завязывается роман и даже намечается свадьба.

Судьба, однако, была против подобного союза. Родители Жики наотрез отказались выдавать свою кровиночку замуж за сына подозрительного аптекаря с ненормальной любовью к своей фамилии. С другой стороны Габриэль, брат Эме, отчаянно просил того вернуться домой, так как с фамильным бизнесом он не справлялся (наверное, устал бутылки подписывать). Под давлением обстоятельств Герлен и Жики расстались и больше никогда не виделись.

Эме Герлен решил направить тоску по своей возлюбленной в творческое русло, создав в 1889г и выпустив аромат "Jicky" - "Жики". Это был очень эмоциональный ход. В парфюме смешивались противоположности: легкие простые запахи мяты, сена, бергамота смешивались с густыми и пьянящими пряными нотами ванили, бобов тонка, лаванды и сандала. Это был насыщенный, сладкий аромат ванили с горькими нотками, которые можно было принять за кофе.

Ииии.... Он провалился в продажах. Его не понял никто. Мужчинам предлагали бросить их любимую на тот момент розу и начать душиться каким-то десертом с женским именем. Женщины считали этот аромат слишком сильным и интенсивным.

Эме совсем было загрустил, но на семейном совете было принято решение не забрасывать совсем этот аромат, а изменить его маркетинговую концепцию. Аромат сняли с продажи до поры до времени и, дождавшись очередного витка моды, вернули его... как женский аромат.

Началась Первая Мировая война, а значит для дам, чьи кавалеры зарабатывают за один недобрый взгляд больше, чем большинство из нас за месяц, пришло время суровых лишений. Лишений прекрасных широкополых шляп, драпировки и обилия деталей в одежде. Пришло время платьев строгих и простых покроев, однотонных цветов с намеком на милитари и что может выразить сложную судьбу, женственность и несгибаемый характер несчастной клиентки дома Моды ярче, чем сочетание страстной сладости и скорбной горечи в новом прекрасном аромате от Герлен?!

Герлен из дома Герлен утер слезы по любимой Жики деньгами, а все остальные получили огромное моральное удовлетворение от факта того, что парфюмерия теперь разделена на мужские и женские ароматы.

P.S.: Жан-Поль Герлен (и весь парфюмерный дом Герлен) относят "Жики" к фужерной группе ароматов. В частности, многоуважаемый Герлен в свое время высказался, что в мире существуют всего два аромата фужерной группы: "Jicky" (Герлен) и "Mouchoir de Monsieur" (Герлен), а все остальное - для водителей грузовиков.

Как алкоголизм, разбитое сердце, ложь и мамуленька влияли на развитие парфюмерного искусства

4. 1992г. "Angel" Моя мамочка - самая лучшая!

Добро пожаловать в современность! Наступила радость химика - время альдегидов, кумарина, амброксана, озона и экспериментальной парфюмерии типа запахов винила, крови, земли, асфальта... Новый аромат выходит каждую неделю - на любой вкус, на любой кошелек (чиновники, наконец, могут позволить себе духи!)

"Мне нужны духи более вечные, чем сама мода," - поставил себе цель Тьерри Мюглер.

Как и Шанель в свое время, Мюглер не хотел создавать запах цветов. Он хотел создать запах женщины. И не простой женщины, а самой идеальной женщины в мире - настоящего ангела.

Поразмышляв над тем, какая же женщина - идеальная, он пришел к твердому убеждению, что самая прекрасная женщина в мире - его мамуленька! Погрузившись в воспоминания детства, он вспоминал как от нее пахло - выпечкой, карамелью и миндалем.

Тьерри Мюглер создает не просто аромат, а концепт, который вскоре ляжет в основу бренда с его именем. Идеальная женщина Мюглера это гармония противоречий. Восхитительный и фатальный ангел. В идеальных, будто выточенных изо льда флаконах в виде голубой звезды заключен сладкий, теплый, чувственный аромат. Это был аромат, похожий на десерт, без единой цветочной или травянистой ноты и это была настоящая инновация в парфюмерии!

Разумеется, не стоит обходить финансовую сторону. В год выхода "Angel", этот новый аромат от неизвестного бренда обошел в продажах Шанель№5. До сих пор они бодаются за первое место.

При довольно слабых вложениях в рекламу, аромат оказался настолько популярен, что породил целую новую группу ароматов - гурманские! Это ароматы, которые пахнут как сладости!

Теперь, когда летом вы будете ехать в переполненной маршрутке, задыхаясь от пота и отвратительного запаха дешевой карамельки, которая исходит от какой-нибудь студенточки, вы будете точно знать, кого благодарить за этот дивный букет! Спасибо тебе, Тьерри Мюглер! Ты превратил наших женщин в ангелов!

Как алкоголизм, разбитое сердце, ложь и мамуленька влияли на развитие парфюмерного искусства

Вот и все, о чем я сегодня хотела рассказать. Надеюсь, вам понравился этот пост. (С концовками у меня тоже проблема)

Следующая новость
Предыдущая новость
Лента публикаций