Пятница, 13-е. Окончание.

Пятница, 13-е. Окончание.

Ссылки: Часть 1 и Часть 2

2013-й год

Мы приземлились в мокром Шереметьево. Теперь надо еще и зарулить. Прошу Сашу помогать, контролируя руление в незнакомом аэропорту. Он сидит сзади с айпадом, на котором установлен электронный Jeppesen и его пара глаз явно лишней не будет.

Нагрузка постепенно отпускает, и в голову начинают лезть мысли о том, как побыстрее отсюда улететь.

Заруливаем на стоянку и выключаемся. Прошлое путешествие в Шереметьево мне запомнилось тем, что после высадки пассажиров, аэродром распустил их по домам. Даже тех, кто хотел долететь до Домодедово.

Еще раз выхожу на связь с пассажирами, извиняюсь за посадку на запасном, за задержку, неудобства, обещаю с нашей стороны приложить все усилия для минимизации...

Мы-то приложим, а вот как получится - сам не знаю. От разных служб зависит.

Честно говорю, что время стоянки может занять час-полтора.

Связываемся с местными службами. Они молодцы -  к моменту заруливания нас уже ждали. Даже два автобуса прибыли. Интересуюсь, получится ли произвести заправку с пассажирами на борту, а тех, кто изъявит желание выйти - высадить? Получаю утвердительный ответ.

Уже хорошо!

Вызываю проводника. Объясняю ей ситуацию.

- Юля, как там пассажиры?

- Ой, они такие встревоженные, злые. Очень много трансферников, они все переживают, ругаются.

Что ж, ожидаемо. Правда, ругани не хочется.

- Юля, объявите, пожалуйста, что пассажиры без багажа, желающие выйти в Шереметьво, могут это сделать.

- Хорошо.

* * *

...Работа продолжается. Местным нужно гарантийное письмо для заправщиков, которые тоже уже под самолетам. Звоню "нашим", разъясняю ситуацию. Просим расчет полета, получаем его прямо в руки - на самолете установлен ACARS и его принтер услужливо распечатал на метр бумаги с планом полета..

Есть время передохнуть. Пойду-ка, обойду самолет под дождиком.

Выхожу в салон, в нем толпятся пассажиры, но визуально достаточно спокойно.

А заправщик уже здесь. И пожарная машина, требуемая при заправке с пассажирами на борту. Ждем только формальностей...

Подбегает какой-то наземный работник, здоровается, жмет руку. Спрашивает, не нужно ли нам еще чего их обслуживания? Говорю: побыстрее заправиться и улететь отсюда. Все остальное устраивает, спасибо.

Он улыбается. Задает вопрос, который я уже слышал много-много раз.. Но здесь, в Шереметьево, мы все еще в диковинку:

- Вот скажите мне, пожалуйста, а чем Глобус от С7 отличается?..

* *

...Возвращаюсь в самолет. Звоню в ЦУП. Они уверяют, что гарантийное письмо отправлено. Ждем начала заправки, проясняю ситуацию пассажирам.  Да только вошедшая Юля приносит нехорошие вести:

- Там несколько пассажиров отвратительно себя ведут, говорят, что мы специально здесь сели, мы им врем, что из Домодедово самолеты вылетают, аэропорт не закрыт.

- Юля, но Вы же проводник со стажем, объясните, что вылет и прилет это все-таки, разные вещи...

- Но я объясняю, но там женщина одна, просто блок включила, ничего не хочет слушать, только обвиняет нас во всем. И трансферники волнуются.

- Это-то понятно. Если они дальше с нашими должны лететь, объясните им, что они в любом случае улетят, только, возможно, не сегодня.

- Конечно, я объясняю по мере сил. Но они все какие-то укушенные.

Понять пассажиров можно. Но и нас надо понять тоже. Собираюсь с мыслями, беру в руки микрофон.

- Дамы и Господа, минуточку внимания. Я бы хотел Вам сказать о том, что самолеты без топлива не летают. В нашей ситуации, если бы мы решили до последнего летать над Домодедово, мы могли бы превратиться в планер, т.к. в небе над Домодедово скопилось очень много самолетов и нам пришлось бы ждать очень долго. Поэтому мы приняли решение не доводить до этого и приземлиться здесь. Я отвечаю за Вашу безопасность в первую очередь, а регулярность в данном случае - это дело вторичное. Я очень надеюсь на Ваше понимание! Мы сами совершенно не получаем удовольствие от нахождения здесь и тоже хотим домой. Пожалуйста, примите это к сведению. Мы делаем все возможное, чтобы побыстрее улететь. Спасибо за внимание!

Подумалось, что после такой информации, народ должен чуть успокоиться.

В это время прибегает супервайзер, сообщает, что можно начинать заправку. Я предупреждаю Юлю, что сейчас начнется заправка с пассажирами на борту, проводники начинают стандартную для этих случаев процедуру. Второй пилот идет на улицу, сообщить заправщику количество топлива и помочь, если что потребуется.

* *

Самолет заправлен. Супервайзер сообщает, что теперь у нас остались только два сдерживающих фактора - нужно получить подтверждение от их Отдела сборов и флайтплан от нас.

Хм. Последний уже должен быть подан. Звоню в компанию, уточняю. Да, так и есть, FPL уже давно отправлен. Ладно, одной проблемой меньше.

- А что там с Отделом сборов? Как их можно поторопить?

- Попробуйте на Транзит выйти, спросите, как там ситуация.

Время играет против нас - пассажиры спокойнее не будут. Так всегда - обязательно в толпе найдутся несколько человек, которые своим поведением заведут остальных. Раньше мне всегда удавалось достаточно успешно это сдерживать открытостью и информированием пассажиров, но сегодня какой-то особый случай.

- Пятница, 13-е, - мрачно шутит Саша.

Точно! Я и не задумывался над этим! Я не суеверный, но в свете того, что происходит: смена рейса, смена погоды, необычная болтанка, уход на запасной, проблемы с пассажирами, ожидание какого-то отдела Сборов...

Транзит сообщает, что Отдел сборов дает "добро". Что ж, вроде теперь ничто не мешает?..

Супервайзер уходит, желает нам всего самого хорошего и приглашает почаще прилетать. Шутник 🙂

Прошу салон занять свои места, пристегнуться и быть готовым к отправлению...

* *

Трап не отъезжает. И через две минуты не отъезжает. И через три. Видеокамера показывает, что в переднем вестибюле стоит какая-то женщина и не хочет идти в салон. Ну что опять?

Вызываю Юлю. Спрашиваю, что там происходит.

- Понимаете, там женщина одна.. Вся на нервах... Ей в Барнаул надо лететь, а ей сейчас дочка покупает билет на какой-то рейс из Шереметьево и она просит подождать три минуты, чтобы узнать, купит та ей билет или нет...

Чувствую, что моя голова отчаянно просит дать ей поехать, но приказываю возвратиться на место. Что ж, подождем. Будем людьми, как нас попросила эта женщина, со слов Юли. До этого, видимо, мы нелюдьми были, сев на запасном...

Через пять минут женщина сходит, трап уезжает, двери закрываются.

Казалось бы, можно улетать?..

У диспетчера свое мнение на этот счет.

...Десять минут назад мы попробовали запросить разрешение на частоте Деливери. Там было молчание. Рраз так, на крайней частоте, с которой работали на рулении, спрашиваю, почему там молчат. И получаю недовольное резкое:

- Глобус 44, а вы NOTAM читали?

Хм. Читали. Краем мозга вспоминаю, что там речь шла о каких-то частотах в Шереметьево, но такая информация, не относящаяся к регламентам и прочим закрытиям аэропорта обычно вскользь пробегается и забывается...

- Читали. Напомните, пожалуйста.

- А вы что, NOTAM не читали?

Это уже начинает раздражать. Нормальный airmanship между диспетчером и пилотом подразумевает взаимопомощь. Мы и так задерганные, и еще этот развязный тип в своей теплой будке с чашечкой кофе...

- Я извиняюсь, мы сейчас в Москве или в Израиле, зачем вы вопросом на вопрос отвечаете?

- Ну так читайте NOTAM, там все написано. В Шереметьево в ночное время Delivery не работает, получать разрешение на частоте руления.

То есть, у него же.

- Большое человеческое спасибо!

(5 лет прошло с этого рейса, а пишу эти строки - и так и хочется передать "спасибо" этому диспетчеру лично)

...А теперь двери закрыты. Частота руления настроена - все тот же вредный дядька. Просим разрешение.

- Глобус 44, работайте с Перроном.

По правилам, если он отправляет нас на другого диспетчера, он должен сообщить частоту. Он же - не сообщает и делает явно намеренно.

- Руление, Глобус 44, я извиняюсь, конечно. Но у вас тут на севере Москвы все такие или только Вы? Мы на запасной прилетели, у нас и так головы кругом идут. Бываем у вас нечасто и какие-то нюансы можем упустить. Сообщите частоту Перрона, пожалуйста.

Нехотя, как будто делает одолжение, диспетчер сообщает нам эту частоту, правда, я ее уже сам нашел на схеме. Еще раз "человечески" благодарю.

Мда.

Ни разу не слышал, чтобы диспетчеры Домодедово так издевались над Аэрофлотом, оказавшимся в подобной ситуации, хотя последние тоже отмачивают порой... Один раз запросили взлет еще на стоянке: "Аэрофлот ХХХ, разрешите предварительный, к взлету готов" - ну с кем не бывает, оговорился второй пилот... Ничего, пошутили по-человечески... А тут... Весь позитив от дружелюбных наземников куда-то испарился...

Перрон огорашивает тем, что по согласованию с Домодедово время нашего вылета - не ранее 12 часов по Москве. Двери закрыты, пассажиры сидят, все готово. Но время вылета не ранее, чем через 20 минут. Как минимум пять минут нам сидеть при закрытых дверях и ждать разрешения на запуск.

Бедные наши пассажиры, бедные наши проводники!..

Вызываю Юлю. Говорю, что через пять минут начнем запуск, а по нолям рассчитываем взлететь.

- Как там пассажиры, Юля?

- Очень плохо. Некоторые, как будто с ума сошли. Обвиняют нас во всем, говорят, что мы им врем все время, матерятся. Я уже не знаю, как им объяснить, говорю "может, вы меня сейчас еще бить начнете", а там два мужика, говорят, "а то и начнем".

- Вот как? А где сидят?

- Там две семьи возмущаются больше всех, 6й и 8й ряд.

Беру микрофон:

- Говорит командир корабля. Мне доложил старший бортпроводник о том, что пассажиры на 6-м и 8-м ряду ведут себя неадекватно и угрожают применить физическую силу по отношению к экипажу. Я обращаюсь к вам и говорю вполне откровенно - обещаю, если вы не успокоитесь, то мы прямо сейчас снова откроем двери, вызовем полицию и проведем все необходимые в этом случае процедуры, как при угрозе членам экипажа. И задержка при этом растянется на неопределенное время. В последний раз прошу проявить понимание - мы выполнили посадку исключительно в целях безопасности, а не потому что нам так захотелось. Спасибо за внимание!

Ну что за день такой! Никогда, даже при посадке год назад на запасном в Нижнем Новгороде, где мы несколько часов проторчали без трапа - пассажиры так отвратительно себя не вели! Ну как можно быть таким неадекватом, чтобы не понимать, что никому не хочется здесь сидеть и сидим мы здесь не потому, что "так захотелось"!

Саше приходит смс-ка от его коллеги: "Вроде в салоне все спокойно". Хорошо,если так и будет.

* *

23:45. Получаем разрешение на запуск.

Запускаемся. Тепло прощаемся с техником. Запрашиваем разрешение на руление...

- Глобус 44, Шереметьево-Перрон, ждать до команды!

Ну что опять!

- Перрон, Глобус 44, что на этот раз? Нам  рулить еще минут 10, как раз после нулей взлетим, у нас пассажиры уже на последних каплях терпения, нам хочется побыстрее улететь.

- Глобус 44, вот сейчас слева от вас зарулит Оренэйр к гейту, после него начинайте руление на 7-ю РД, на ней работайте с Рулением.

Смотрю налево, да, там появился В777 оренбуржцев. Понятно. Все просто. Но сразу-то нельзя было сказать причину ожидания? Напряжение буквально висит в кабине, но ТАМ, на вышке,  не видят...

...Улетели.

* *

-Москва-Подход, добрый вечер, Глобус 44, в наборе эшелон 70.

-Глобус 44, Москва-Подход, вечер добрый. Курс 120, набирайте эшелон 100. Для информации, ожидайте задержку из-за воздушной обстановки в Домодедово

Вот так. Как будто ничего и не поменялось. Теперь, правда, мы в состоянии летать больше полутора часов над Домодедово. Да только пассажиры не поймут точно.

Начинается болтанка. Опять ныряем в узкие места "фиолетовых" зон, отмечаемых радаром. А впереди - смачная засветка, нужно отвернуть влево...

- Подход, Глобус 44, скажите, а как долго нам летать на эшелоне 100, а то здесь болтанка и засветки впереди?

- Глобус 44, а какой курс желаете для обхода?

- Глобус 44, если честно, мы желаем курс прямо на Домодедово со снижением. Мы с запасного летим и у нас сзади пассажиры на последних каплях терпения, нам хотелось бы по возможности, совершить посадку побыстрее.

Пауза

- Глобус 44, подтвердите, у вас медицинские проблемы с кем-то из ваших пассажиров?

- Нет, но если мы не поторопимся, у нас будут медицинские проблемы с кем-то из наших бортпроводников!

- Пооняял..

Пауза

- Глобус 44, разворот влево на RW, снижайтесь эшелон 60, рассчитывайте заход GEKLA14A на ВПП 14 левую.

Первая классная новость за последнее время!

Снижаемся. До меня доходит, что мы до сих пор не подготовили кабину для посадки и не провели брифинг. Вовремя вспомнилось - еще достаточно времени для этого.

Делаем.

- Парни, давайте соберемся. Мы уже все устали, внимание притуплено. Давайте повнимательнее!

Наконец-то мы летим внизу облачности и болтанка нас отпустила. Но не дождь - он льет и заливает и даже на посадочном курсе мы все еще не видим полосу. !

- Сергей, по моей команде будь готов включить щетки на максимум. Ок?

- Хорошо.

Пока летишь в глиссаде по приборам, шум и мельтешение щеток "дворников" только раздражает. Но потом их надо обязательно включить - чтобы что-то разглядеть при посадке.

- Глобус 44, ветер 150 градусов 3 метра в секунду, посадку ВПП 14 левая разрешаю.

- Глобус 44, посадка разрешена.

Дождь и не думает стихать, в очередной раз мелькает мысль о зонтике... Но сначала надо сесть, чтобы зонтик использовать.

Впереди уже расплываются огни ВПП. Прошу Сергея включить дворники на максимум. Замелькали, застучали. Но теперь гораздо лучше видно, хотя оставшаяся пленка все-равно немного искажает обзор.

Ночная посадка в условиях сильного дождя непроста. ВПП, залитая водой, в дожде создает эффект "колодца" - трудно визуально зацепиться за землю, чтобы четко понимать высоту самолета для правильного выравнивания. В этом случае здорово выручает чтение высоты На В737 это делает электронный помощник.

- Fifty..

Доклад совпадает с пролетом торца. Щетки молотят перед глазами, полоса феерически блестит, отражая свет от своих огней и от фар нашего самолета.

- Thirty

Полоса быстро приближается, блеск огней так и тянет опустить взгляд, чего совсем не надо делать. Взгляд вдаль!

Плавно выбираю штурвал "на себя", одновременно чуть сбрасывая обороты, не давая самолету взмывать. Этот маневр совпадает с докладом "Twenty". Очень хорошо.

Продолжаю уменьшать режим, поддерживая тангаж самолета.

-Ten

Еще немного "на себя"...

Бумс!

Посадка! Покатились...

Отмечаю, что сели четко по осевой и слышу доклад второго пилота: "SPEED BRAKE NOT UP!" Спойлеры не вышли!

Хм. Мы сели идеально с точки зрения рекомендаций по посадке на такие мокрые полосы - не мягко, плотно, нагрузили стойки, а спойлеры чего-то запоздали. Спойлеры - щитки на верхней поверхности крыла, при посадке они открываются вверх и прижимают самолет к земле, обеспечивая эффективность торможения, что очень критично на мокрых и скользких ВПП.

Перед посадкой пилот "армирует", подготавливает их выпуск установкой рычага в положение ARMED, что проверяется по загоранию зеленого табло и контролируется при чтении контрольной карты. Но иногда (весьма редко) они не выходят автоматически и оба пилота должны контролировать их выпуск.

Серега молодец, раньше меня определил!

Долго пишу, в действительности же - доля секунд. Дернуть рычаг спойлеров, затем выпустить реверс.

Самолет затормаживается, но совсем не так, как ожидаешь от него при уровне автоматического торможения, установленного в позицию 3. Неудивительно - фары нашего самолета выхватывают пузыри от капель дождя, ВПП не покрыта, она залита водой.

Тем не менее, освобождаем ВПП по РД В6.

Дома!

И что же я зонт не взял...

* *

На этом злоключения не кончаются. Мы заруливаем 53 стоянку, выключаем двигатели. Я прощаюсь с пассажирами, извиняюсь за все неудобства, еще раз делаю упор на безопасности полетов, а сам шарю глазами вокруг, отказываясь понимать - нет ни трапа, ни автобусов...

Я прекрасно знаю, к чему это - к длительному их ожиданию. И если вдали трап зашевелился, то автобусов можно ждать очень долго.

Вот это подстава!.. Связываюсь с ЦУПом, там устало обещают поторопить... Видимо, тоже уже намучались за пятницу...

Остается лишь ждать. Через некоторое время снова выхожу на связь с пассажирами, хотя уже даже и не знаю, что можно еще сказать, кроме того, что, видимо, Пятница, 13-е все еще не закончилась, хоть на часах уже час ночи...

Следующая новость
Предыдущая новость

В онлайн клубе admiral777.com.ru Вас ждут видеослоты от лучших производителей Израиль опубликовал правила приема привитых туристов из России Объем продаж услуг за полдня работы программы туристического кешбэка составил более 100 млн рублей Между Россией и Абхазией восстановится авиасообщение спустя 26 лет SIFT приглашает профессионалов HoReCa

Лента публикаций