27 апреля 2005 свой первый полёт совершил самый большой пассажирский самолёт в мире — Airbus A380. Когда речь заходит об А380, слово "самый" звучит почти постоянно. Совсем малое количество самолётов в мире способно конкурировать с A380 по отдельным параметрам. Причём самолёты вроде Stratolaunch Model 351, Хьюз H-4 Геркулес и Ан-225 Мрия построены в единственных экземплярах и являются довольно специфичными машинами под уникальные задачи. В отличие от A380, который используется многими авиакомпаниями по всему миру, активно развивается и находится ещё в начале своего жизненного пути.
Исследования по созданию лайнера очень большой вместимости начались ещё в конце 80-х годов прошлого века. Цель ставилась предельно простая — свергнуть с пьедестала Боинг-747, который на тот момент не имел конкурентов по перевозимому количеству пассажиров. В 1993–94 году работы велись даже совместно с Боингом. Однако Боинг вышел из совместного проекта, решив модернизировать и удлинять свой В-747. Параллельно с работами по Джамбо, в Боинге начались работы над созданием не очень больших высокоэффективных дальнемагистральных самолётов, которые воплотились в Боинг-787 Dreamliner.
Официально работы над А380 (тогда A3XX) начались в июне 1994 года. Прорабатывались разные компоновки. Например, хотели из двух фюзеляжей А340 сделать очень широкий однопалубный самолёт. В итоге остановились на двухпалубном широкофюзеляжном лайнере. 19 декабря 2000 года принимается решение о создании нового самолёта под названием A380. Внеочередная восьмёрка в названии была выбрана из-за сходства с поперечным сечением фюзеляжа и в угоду азиатским заказчикам, у которых "восемь" считается счастливым числом. Во время создания самолёта маркетологи придумали ему имя "Gentle Giant" (Нежный Гигант), которое совершенно не прижилось. На старте проект оценивался в 8.8 млрд. евро. К выкатке первого прототипа в 2005 году стоимость поднялась до 11 млрд.
Первый полёт 27 апреля 2005 года длился почти четыре часа. В начале 2006 года А380 совершает свой первый трансатлантический полёт. 26 марта 2006 года самолёт блестяще прошёл эвакуационную сертификацию — 853 пассажира и 20 членов экипажа покинули обесточенный лайнер через восемь выходов из шестнадцати за 78 секунд при нормативе в 90 секунд. Осенью 2006 года проходит серия полётов с целью определить уровень комфортности. И к концу 2006 года европейская EASA и американское FAA дают разрешение на коммерческие полёты.
В настоящий момент выпускается только одна модификация — А380-800. Дальность полёта составляет 15400 км. Максимальный взлётный вес 575 тонн. Масса пустого самолёта 280 тонн. Масса топлива 248 тонн. Длина сравнима с футбольным полем и составляет 72,75 метра. Размах крыла 79,75 метра. Высота 24,08 м, что равно высоте восьмиэтажного дома.
У А380-800 имеется два варианта компоновки салона: с тремя классами на 555 пассажиров и с только экономом на 853 пассажира. В 2017 году началась разработка А380plus. На самолёте будет улучшенная аэродинамика крыла и изменятся компоновка и интерьер салона, что позволит вместить больше пассажиров. Вообще крыло самолёта рассчитано на массу до 650 тонн и в будущем можно ожидать появления новых модификаций с удлинённым фюзеляжем и большей взлётной массой.
А380 производится на территории четырёх стран: Франции, Германии, Испании и Великобритании. Для него были разработаны новые техники перевозки элементов конструкции по воде и дорогам. Вопросы логистики тщательно продумывались до начала производства.
Крылья A380 — гигантские 36-метровые изделия, на которые уходит примерно 750 тыс. заклепок. Площадь крыла составляет 845 м² — это на 54% больше, чем у Boeing 747-400. Одно крыло весит примерно 40 тонн.
Кабельные сети лайнера — это 40 000 соединений, 98 000 проводов общей длиной 530 километров.
У самолёта 22 колеса на пяти стойках шасси, что обеспечивает комфортную посадку и сохранность взлётно-посадочных полос. Каждая «покрышка» стоит 90 000 долларов и служит полтора года. Давление, которое он оказывает на бетонное покрытие, меньше, чем у Боингов 747 и 777. Каждая из основных стоек шасси должна выдерживать нагрузку до 260 тонн.
Кабина унифицирована с другими лайнерами Airbus. Создана концерном Thales специально для А380 с применением военной концепции интегрированной модульной авионики.
У А380 комфорт существенно выше, чем у других самолётов. Уровень шума для пассажиров на 50% меньше чем в Боинг 747. В салоне поддерживается давление как на высоте 1500 метров, в то время как обычное давление как на 2500 метров.
Верхняя и нижняя палуба соединяются двумя лестницами в носовой и хвостовой частях самолёта. Общая площадь салона составляет 554 квадратных метра.
Объём салона А380 1570 кубических метров. Воздух полностью замещается системами кондиционирования каждые 3 минуты. В самолёте имеется 16 температурных зон, в которых можно установить температуру от 18 до 30 градусов тепла.
Компоновка на максимальное количество пассажиров (853) не применялась. Типовая компоновка на 525 мест: 10 в первом классе, 76 в бизнес-классе и 439 в экономе.
Имеются и люксовые модификации. Airbus A380 Super Jumbo для саудовского принца Аль-Валид ибн Талала.
Первый самолёт был сдан компании Singapore Airlines 15 октября 2007 года и совершил первый коммерческий рейс между Сингапуром и Сиднеем 25 октября. Уже через пару месяцев эксплуатации было отмечено, что лайнер на 20% эффективнее по топливу, чем Боинг 747 и в целом очень хорошо проявляет себя в эксплуатации.
На 2016 год заявлялась стоимость 432 млн. долларов за самолёт. Однако из-за согласованных скидок самолёты обходятся значительно дешевле. Компания Airbus уже заявила, что затраты на проект похоже никогда себя не окупят. А380 проигрывает в гибкости и эффективности новейшим А350 и Боинг 787. Общий объём заказов на февраль 2018 года составляет 331 самолёт. 223 лайнера уже поставлены. Крупнейший заказчик компания Emirates, которая заказала 142 А380.
И хотя перспективы А380 немного туманны, этот самолёт уже стал легендой и вошёл в историю мировой авиации как несомненный рекордсмен.
Хотели бы слетать куда-нибудь на таком? 🙂