Накануне выхода сериала «Соседи» на Первом канале, который стартует 28 апреля, 7days.ru встретился с актрисой Юлией Ауг: она откровенно рассказала о своей семье и о профессиональных успехах.
— Юлия, все знают, что вы — не из тех артистов, кто выбирает проекты по принципу величины гонорара. Чем вас привлекла роль в комедии «Соседи»?
— До «Соседей» я никогда не играла в комедии. Я не знала, как это делается, а это всегда очень интересно. Это совсем другой способ существования и способ реакции. Она должна быть значительно быстрее, а путь к оценке — короче, нежели в социальной драме, не говоря уже о трагедии… В драме и трагедии я умею все. А в комедии не умею ничего. С одной стороны, каждый день на площадке был стрессом, потому что у меня далеко не сразу стало что-то получаться. С другой — проект стал для меня отличной возможностью расширить свои актерские возможности. Так что «Соседи» — это моя попытка выйти за рамки привычного амплуа и умения что-то делать.
— Если говорить о самом жанре, комедия вам показалась проще, чем драма?
— Именно для меня — комедия многократно сложнее. Приведу такой пример. Сегодня вечером мы играем спектакль «Персона». Это очень сильная трагедия. Отыграв в этой постановке, я выхожу с ощущением, что разгрузила угольный вагон. Тем не менее он невероятно мне нравится, я его очень люблю! Этот спектакль стал для меня настоящей гештальт-терапией, потому что мы начали его репетировать через год после смерти моего мужа. Через эту роль я освобождалась от свой боли. Видимо, в силу самой моей жизни, сложившейся определенным образом, моей органике и психофизике проще существовать в жанре драмы и трагедии.
Моя коллега Ольга Науменко, например, больше любит комедию, потому что зритель в ней, по ее словам, всегда радуется и улыбается. А для меня это совершенно непостижимо. После работы в комедии у меня ощущение, что я разгрузила еще больше вагонов, недели после трагедии (смеется).
— Вы вообще веселый человек?
— Лет пять назад я была веселым человеком. Сейчас – нет. За последние пять лет я так часто получала от жизни по башке, что как-то перестала быть веселой (смеется).
— Ваша героиня в «Соседях» — удивительная женщина.
— Она очень мудрая: принимает всех такими, какие они есть, спокойно реагирует на любые жизненные ситуации и не устраивает истерик по этому поводу. У нее очень непростая жизнь, но она легко к ней относится. Мне кажется, это очень правильная житейская мудрость и установка, потому что сколько бы ты ни потратил сил на переживания, все равно ничего не изменится. Чем больше переживаешь, тем меньше действуешь. Чем меньше действуешь, тем дальше от тебя решение какой бы то ни было проблемы. Я не такая мудрая, как она. Я ох как люблю сопереживать! (смеется)
— В одном вы с ней точно похожи: не лезете в жизнь своей дочери и позволяете ей делать выбор самостоятельно.
— Своей дочери я действительно ничего не навязываю, мы с ней друзья. А что касается героини, то она и мужу своему, кстати, мозги не выносит.
— Хотя он тот еще кадр: пьет и чудит.
— Да, его есть за что пилить, но она этого не делает. Вообще, это удивительное женское качество — выносить мозги. Ну, может быть, иногда это и правда надо делать? Я не знаю (улыбается).
— Вы сказали, что ваша героиня мудрее, чем вы. Насколько это сложно — вживаться в роль более совершенного, чем ты человека?
— На самом деле гораздо сложнее играть того, кто глупее тебя. Что такое мудрость? Просто какая-то верная мотивация поступков. А глупость — это уже личностная характеристика. Совсем глупый человек не просто совершает ошибки, а ведет себя по жизни, как идиот. Он не слушает людей и доказывает свою правоту, несмотря на то, что не имеет никакого повода и права ее доказывать. Навязывает всем свое мнение.
Когда играешь человека, который мудрее тебя, природа не сопротивляется. Она как раз тянется к этой простоте и мудрости. А когда ты играешь человека, который значительно глупее тебя, внутри тебя все сопротивляется! Постоянно думаешь о том, что же он за идиот такой!? Как же он так вообще живет!? Из-за этого ты все время находишься в конфликте со своим персонажем, а это сложно.
— По жизни вы человек сомневающийся?
— Я постоянно сомневаюсь. Иногда думаю про себя: «Ну тут-то ты чего сомневаешься? Проблема же выеденного яйца не стоит!». Я очень рефлексирующий человек.
— Мне всегда было интересно, как актриса Юлия Ауг уживается с Юлией Ауг режиссером?
— Режиссер Юлия Ауг не знакома с актрисой Юлией Ауг — это два совершенно разных человека. Одного мимо другого даже не носили (смеется). Как актриса я как раз-таки личность не сомневающаяся, а очень смелая. Я это знаю. Я готова пробовать какие-то очень экстремальные состояния и ситуации. Я этого не боюсь. А в жизни боюсь очень многого.
— Как складываются ваши отношения с другими людьми?
— Моя позиция — никто никому ничего не должен. Я из тех людей, которые знают, что человек в этом мире один. Если у тебя вдруг появились друзья, близкие по каким-то душевным качествам люди, то просто надо быть благодарным, что они у тебя есть. Нельзя нарушать границы даже самого близкого тебе человека, не то, что друга. Нельзя нарушать границы своей дочери…
Нужно спросить разрешения, если ты вдруг хочешь прийти с каким-то советом, о котором тебя не просили. Я считаю, что советы нельзя давать просто так. Это не только не поможет, но и всегда будет воспринято в штыки.
— Вы чувствуете себя одиноко?
— Я одинокий человек по своей природе. Я выстроила свою жизнь таким образом, что близких друзей у меня очень мало, а важнее всего для меня моя семья. Но в этом одиночестве мне очень хорошо. Я невероятно устаю от частого общения, от большого количества людей. С несколькими близкими мне людьми мы всегда стараемся быть корректными, уважать волю, выбор и свободу друг друга.
Мне, кстати, кажется, что в этом есть и проявление моей требовательности. Но не по отношению к другим людям. Я требовательна к себе, но не требую ничего для себя.
— Я решительно не понимаю, как можно не лезть «со своим уставом», когда ты объективно видишь, что близкий тебе человек идет, мягко говоря, неправильным путем.
— Ну нельзя навязать свое мнение. Нельзя. Если сегодня вы вдруг захотите начать выстраивать некие взаимоотношения с близким вам человеком, у вас не получится это сделать с налета. Для того, чтобы выстроился определенный стиль взаимоотношений, нужно время. Невозможно что-то навязать человеку, но можно договориться. Дело в том, что близкие друг другу люди очень редко разговаривают. Это основная психологическая проблема, протяженная на все времена. Редкий человек может прийти домой и рассказать о том, что его волнует.
— Почему?
— Потому что, как правило, он боится, что ему скажут: «Ты сам виноват». В психологии это называется обесценивание. И вот это вот обесценивание нас уничтожает. Я очень хорошо помню, как ненавидела в детстве болеть. Совсем не потому, что надо было пропускать школу. Просто если я приходила домой и говорила, что у меня температура и болит горло, моя мама мне все время отвечала: «Сама виновата. Я что тебе говорила? Плотнее шарф завязывай, не мочи ноги, одевайся теплее». Вроде бы стандартный набор совершенно справедливых вещей, но они изначально поданы так, что это ранит и создает травматическую подушку отторжения.
Поэтому первоочередное, чему нужно учиться в этой жизни — это разговаривать, проговаривать какие-то вещи. Если твой близкий человек делает то, что тебе неприятно, совершенно не обязательно выносить ему мозг и называть сволочью. Все что нужно, это объяснить: «Извини, пожалуйста, но ты сейчас сделал то, что меня ранит».
— Эти принципы лежат в основе ваших с дочерью отношений?
— Да, когда у меня и Полины возникают какие-то проблемы во взаимоотношениях, я никогда ей не говорю: «Ах, ты, сволочь, как ты могла!». Хотя, конечно, она обычно не делает каких-то вещей, которые могли бы меня настолько возмутить. Как-то у нее был период, когда она очень странно одевалась. Я на все это смотрела, но ничего не говорила, помня свою маму, которая постоянно выносила мне мозг по поводу того, как одеваюсь я…
Но в какой-то удобный момент я просто ее спросила: «А почему ты так одеваешься? Ты вдруг как-то странно поменяла стиль, это что, теперь модно? Расскажи мне про этот стиль». Мы с ней начали общаться и выяснили, что дело не в том, что ей так нравится или просто удобно, а в том, что у нее просто нет денег, чтобы купить обновки. Тогда я ей просто предложила деньги, чтобы она пошла в магазин и купила что-то. «А то ходишь, как какой-то фанат футбольной команды», — пошутила я (смеются). Всё решилось просто и безболезненно.
Я разговариваю с Полиной с трех лет. Одну такую нашу беседу и я, и она запомнили на всю жизнь. У нее был какой-то период, когда она совсем перестала читать. Ей было 13-14 лет. Летом для школы, помимо основной программы, нужно было прочесть некоторые факультативные книги. Полина не прочитала ничего, и я очень сильно разозлилась.
Я ей сказала: «Поль, я тебя люблю, и я тебя буду любить всегда. Это безусловно. Но то, как я буду тебя любить, будет во многом зависеть от того, сможешь ли ты вырасти интересным собеседником и интересным партнером по жизни. Если ты не будешь читать книги, к сожалению, твой интеллект не будет развиваться. Я буду продолжать тебя любить, но как какую-нибудь кошечку или собачку, а вот как личность я тебя любить уже не смогу». Помню, что Полину это очень потрясло. Заметьте, я не ругалась. Но она до сих пор это помнит (смеется).
— Ее не обижает такая прямота?
— Поскольку Полина уже взрослый человек, ей 21 год, она совершенно спокойно может поговорить так же и со мной, если ей вдруг что-то не понравится.
— Что, например?
— После смерти Андрея у меня порой случаются какие-то депрессивные приступы, я могу скатиться в невероятную жалость к себе. В такие моменты Полина совершенно спокойно может сказать мне: «Мама, приди в себя! От того, что ты сейчас будешь себя жалеть, ничего не будешь делать, махнешь на себя рукой и перестанешь за собой ухаживать, никому хорошо не будет. Ты потеряешь работу, перестанешь быть интересной. Тебе это надо? Думаю, что не надо. Всё! Собирайся, приводи себя в порядок, будем жить дальше».
— А вас это не обижает?
— Если ты начинаешь выстраивать подобные отношения, то должен понимать, что два человека в них равноправны.