В 2018 году китайский организованный турпоток в Россию увеличился почти на 20%, и, по прогнозам, в 2019-м этот показатель продолжит расти. Однако представителей российского турбизнеса такая перспектива совсем не радует: уже несколько лет подряд эксперты во всеуслышание заявляют о том, что гости из Поднебесной фактически не приносят никакой пользы для российской экономики. Более того, «сотрудники» китайских турфирм, отнимают работу у своих российских коллег.
В конце прошлой недели в Санкт-Петербурге состоялась встреча представителей турбизнеса Северной столицы с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым и бизнес-омбудсменом в Санкт-Петербурге и СЗФО Александром Абросимовым, в ходе которой политику были озвучены ключевые проблемы, связанные с китайскими туристами.
Как рассказал порталу TRN заместитель председателя Комитета по туризму и индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга регионального отделения Деловой России Юрий Мурашов, именно Северная столица, по статистике, принимает наибольшее число китайских организованных туристов. «Поэтому вопросы, затрагивающие интересы туроператоров, гидов-переводчиков и других представителей туротрасли очень актуальны, возникают и обсуждаются в турсообществе давно. Обслуживание организованных групп вызывает ряд вопросов у представителей туротрасли», — сказал он, подчеркнув, что подобные сложности существует не только в Санкт-Петербурге.
По его словам встреча с Борисом Титовым и Александром Абросимовым, была посвящена именно этим вопросам. «Результатом дискуссии стало намерение составить и передать г-ну Титову по линии „Деловой России“ официальное письмо. В подготавливаемом документе должно содержаться емкое описание проблемы и предложение скорейшего ее решения», — пояснил г-н Мурашов.
О том, что «сложности» в сегменте китайского туризма есть, и они довольно серьезные говорит и председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму» Юрий Цуркан, который также принял участие в совещании.
«Начнем с того, что китайские компании в целях повышения привлекательности своего турпакета сильно демпингуют. В этой ситуации уже дошло до того, что большая часть из них продает турпакеты с нулевой или отрицательной маржинальностью. Но мы же понимаем, что благотворительностью никто заниматься не будет. Мы провели анализ рынка, опросили туроператоров, пообщались с гидами и другими представителями связанных с туризмом компаний. Выяснилось, что экономической базой для черного туризма являются магазины сувенирной и ювелирной продукции», — говорит он.
Так, по словам эксперта, китайские компании либо частные лица открывают торговые точки в целях обслуживания возрастающего турпотока. «В ходе проверок этих магазинов, итоги которых были озвучены прошлой осенью на выставке NWETEX-CIS Travel Market представителем Пробирной палаты, выяснилось, что порядка 6 тыс. ювелирных изделий не имеют пробирного клейма вообще, а около 10 тысяч имеют поддельное пробирное клеймо. В этих магазинах цена на данную продукцию на 10–15 раз выше, чем по рынку. Именно за счет этих магазинов замкнутого цикла китайские турфирмы отбивают свою маржинальность», — пояснил г-н Цуркан.
При этом, по его словам, эта схема была бы не полной, без своего ключевого элемента — нелегальных гидов. «На самом деле это разнорабочие, студенты, повара и так далее, прибывшие к нам по трудовой или учебной квотам. По родственным или иным каналам они выходят на соответствующие фирмы и уже здесь осуществляют деятельность по оказанию туристических услуг, включая оплату гостиниц и наем транспорта. То есть они все делают самостоятельно. В результате в этом сегменте циркулирует огромное количество неучтенных денег, которые не облагаются налогами с нашей стороны и которые, соответственно, работают не на нашу экономику. В итоге инфраструктура российских городов изнашивается от такого наплыва китайских туристов. Мы работаем, работаем, но никакой пользы от этого просто нет. Более того, эти серые гиды отбирают работу и у наших российских экскурсоводов», — сказал эксперт, подчеркнув, что вызывает вопросы и непонятная позиция Ростуризма «В ведомстве просто не могут не знать о подобных проблемах, однако никаких попыток исправить ситуацию там до сих пор там не предпринимают», — заключил Юрий Цуркан.