Недостаточная подготовка кадров и, напротив, overqualified-сотрудники — самая актуальная головная боль работающих ныне HR. Где найти золотую середину и существует ли он в принципе, идеальный работник туристической сферы? Об этом порталу TRN рассказала руководитель туристической компании «Бельмаре», ведущая популярного видеоблога о туризме, основатель одной из самых посещаемых профессиональных туристических групп в Facebook, преподаватель и тренер Диана Фердман.
«Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Отчасти мы согласны с этим утверждением, поскольку реализация личных амбиций — немаловажный веский фактор мотивации, благодаря которой загорается огонек энтузиазма и работа превращается в творчество, в любимое дело. Однако сейчас в отрасли наметились действительно проблемы с кадрами в туризме.
Излишние амбиции чреваты снижением квалификации рынка «в среднем по больнице». Низкий порог вхождения в бизнес, иллюзорная простота с точки зрения организации рабочих процессов и финансовой отчетности приводит к повсеместному открытию многочисленных фирм, которыми управляют непрофессионалы, и так как они не понимают специфики рынка, то и кадровый состав подбирают с недостаточным уровнем квалификации. Правда, по этой же причине не все из них проживают свои первые три года, а то и не выдерживают на плаву до первой годовщины. Но у определенного числа потребителей формируется ошибочное мнение, что малообразованных агентов на рынке большинство.
Посмотрим на ситуацию, с другой стороны. Туристическая компания открыта директором — признанным профессионалом, теперь ему требуются квалифицированные исполнители. Где взять специалиста? Ожидать, пока виртуоз от туризма уволится у конкурентов? Но за хорошими сотрудниками очередь стоит. Также временно опустим вариант с переманиванием сотрудников.
Всячески приветствую предоставление возможностей для развития молодым мамам в декрете, которых редко приглашают на работу, вижу в этом свою социальную роль. Активные, трудоспособные, мотивированные сотрудницы — идеальные кандидатуры, когда есть время и возможности для обучения.
Большинство работодателей предпочитает идти по классическим схемам. Категория, которой всячески хочется помочь сделать первые карьерные шаги — выпускники профильных ВУЗов. Логично предположить, что из хорошо подкованного в теории выпускника будет просто вырастить отличного сотрудника, причем за не самую высокую оплату труда.
Здесь начинается самое интересное. Выпускники в большинстве своем абсолютно не готовы к прикладной работе. Хорошо, если за все годы обучения смогли выучить географию, разницу в часовых поясах и сезонность разных мест с точки зрения пляжного отдыха. Судя по современной картине, это уже очень много.
Именно поэтому от туристического сообщества был инициирован первый отраслевой чемпионат Travelskills по методике WorldSkills, где действующая отрасль проверит свои навыки и квалификацию. А студенты ВУЗов, СПО и школьники могут приобщиться к отрасли, лучше понять, чем сейчас живет отрасль и почувствовать себя её частью. Ведь для того, чтобы получить качественные кадры, мы должны, в первую очередь, заложить уважение к профессии.
Тогда мы сможем получить не тех сотрудников, которые пошли учиться на туризм, потому что не поступили на другой факультет или не взяли на другую работу. Сейчас мы должны приложить максимум усилий, чтобы сформировать качественное представление о профессии не только студентов, но и отрасли. Поэтому в прошлую пятницу, 9 ноября, я приняла участие круглом столе, который инициировала Опора России совместно с Travel Business School и Travel Russian News для обсуждения отраслевого чемпионата TravelSkills, а также о новых компетенциях на основе отраслевого чемпионата для WorldSkills.
WorldSkills невозможно переоценить, а скорее, можно только недооценить, посмотрите какой размах этот чемпионат занимаете в нашей стране, да и во всем мире.
В следующем году именно в Казани пройдет мировой чемпионат WorldSkills 2019. Семьдесят девять стран, привезут своих участников для соревнований по различным компетенциям. Семьдесят девять стран-участниц движения WorldSkills International объединены единой миссией — повышением стандартов по 79 стран подготовки кадров. Для российского туризма это предельно актуальный вопрос.
Разработка единых стандартов обучения с учётом точки зрения практикующих профессионалов и высокой динамики рынка, внедрение мировых стандартов в системы обучения в профильных ВУЗах — шанс нынешних студентов быть востребованными завтра, сразу после выпуска. Для успешного обучения и высокой оценки знаний признанными профессионалами необходимо следить за динамикой отрасли, быть в курсе новостей и тенденций. Взгляд практикующих специалистов с этой точки зрения необходим.
Я, Диана Фердман, владелец процветающего бизнеса в сфере туризма, пишу книгу, которая будет предложена для изучения в ВУЗах. Тематика целиком и полностью посвящена одному из наиболее актуальных вопросов. «Личный бренд в туризме»— книга, которая научит правильному маркетингу и позиционированию на рынке в условиях высокой конкуренции. Даст новичкам сферы понять, как именно работает этот инструмент, а опытным коллегам поможет еще раз сделать акцент на важных вещах.
Участвуйте в конкурсах, побеждайте, доказывайте свою компетентность, учитесь правильным вещам!. Давайте становиться профессиональнее вместе».