На 30% вырос средний чек на организованный отдых за границей. При этом подорожание туров по России в сравнении с прошлым годом оказалось менее 10%. К такому выводу пришли специалисты онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru, проанализировав результаты продаж турпакетов в 2021 году.
Лидером в 2021 году среди организованных туристов стала Турция, хотя ее доля уменьшилась по сравнению с прошлым годом благодаря открытию Египта. На втором месте оказались курорты России. Египет, открытия которого ждали очень давно, занял третье место. Изменения в популярных направлениях увеличили долю туров с системой «все включено» и размещением в отелях уровня 5*. Об этом свидетельствуют данные онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru, собранные на основе сводного анализа результатов продаж турпакетов от ведущих российских туроператоров.
Предпочтения по направлениям организованных российских туристов, которые приобрели туры с вылетом в 2021 году:
В 2020 году Турция и Россия занимали большую долю, в основном благодаря тому, что был закрыт Египет.
Предпочтения по направлениям организованных российских туристов, которые приобрели туры с вылетом в 2020 году:
Туры за границу выросли в цене
По сравнению с 2020 годом туры по России подорожали на 9% — в среднем до 43 000 рублей (в 2020 году средний чек был 39 500 рублей). При этом средняя стоимость отдыха за границей выросла на 30% — до 103 000 рублей (в 2020 году средний чек на зарубежные туры составлял 79 500 рублей). Средняя стоимость туров в Турцию составила 95 000 рублей (годом ранее — 74 500 рублей), в ОАЭ — 117 500 рублей (год назад — 76 000 рублей).
Туристы повысили класс отелей
Туристы стали выбирать отели более высокого класса — это обусловлено открытием Египта и активным бронированием Турции. Самым популярным вариантом размещения в 2021 году оказались отели 5* — их выбрал 41% туристов (годом ранее этот показатель составлял 37%). На втором месте оказались отели 4* — доля туров с таким вариантом размещения составила 27% (год назад этот показатель был 22%). Третье место заняли отели 3*, каждый пятый тур был забронирован с таким размещением — 20% (год назад «трешки» выбрали 26% отдыхающих). Туры в отели 2* приобрели 2% отдыхающих (год назад — 3%). Апартаменты и виллы забронировали также 2% туристов (годом ранее столько же — 2%). В пансионатах и санаториях провели отпуск 2% отдыхающих (год назад — те же 2%). Другие места размещения, такие как базы отдыха или объекты без звездности, выбрали 6% туристов (годом ранее — 8%).
Питание без ограничений — главное удовольствие
Наиболее популярны в 2021 году были туры с системой питания «все включено» и «ультра все включено» — 65% (годом ранее этот показатель составлял 52%) — опять же благодаря таким направлениям, как Египет и Турция. На втором месте оказалось размещение с завтраками — 14% (год назад каждый четвертый тур был с включенными завтраками — 25%). Доля туристов, готовых обойтись без питания в отелях, составила 11% (год назад — 13%). Завтраки и ужины выбрали 7% отдыхающих (в 2020 году их также было 7%). Не изменилась и доля туристов, заплативших за трехразовое питание на отдыхе, таких оказалось 3% (годом ранее доля таких туров также составляла 3%).
Путешествия планировали в последний момент
Поведение туристов по сравнению с прошлым годом изменилось мало — лишь немногие бронировали туры заранее и то незначительно. Более трети российских туристов принимали решение о поездке меньше чем за неделю до вылета — 37% (годом ранее этот показатель был выше — 46% туров). В период от двух недель до месяца до вылета были забронированы 24% туров (годом ранее — 20%). В период от одной недели до двух до вылета были приобретены 22% туров (год назад — 24%). От одного до двух месяцев до начала поездки были куплены 12% туров (год назад — 7%). Поездку более чем за два месяц планировали только 5% отдыхающих (в прошлом году их было 3%).
«2021 год оказался сложным и противоречивым для туристической отрасли, — говорит Станислав Сацук, генеральный директор онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru. — В выездном туризме, по данным АТОР, турпоток упал на 40%, в то время как во внутреннем туризме он вырос по сравнению с 2019 годом на 5–20%, в зависимости от региона. Нашему сервису Travelata.ru удалось найти точки роста и воспользоваться возможностями 2021 года. В итоге рост нашей компании составил около 20% по сравнению с 2019 годом, что соответствует опережающему росту на 50% над динамикой рынка (с учетом распределения долей между внутренним и выездным потоками). При этом в августе — октябре 2021 года наш рост к аналогичным периодам 2019 года составил 50–100% по обороту. Одним словом, нам удалось на падающем рынке добиться очень значительного роста всех показателей компании».