Почему агентства проигрывают в судах? Всегда ли прав клиент? Как защитить себя от последствий банкротства туроператора? На эти и другие не менее важные вопросы в своем интервью порталу TRN ответил юрист Александр Байбородин.
Прошедший 2018-й оказался довольно напряженным для российского турбизнеса: череда банкротств туроператоров и ЦБ поставили некоторые агентства на грань выживания. Наверно именно по этим вопросам было больше всего обращений от турфирм?
Вы правы, больше всего обращений было по делам, связанным с банкротствами туроператоров, турагентов и центров бронирования. По нашим данным, это примерно 70% от общего количества обращений с запросами на судебную защиту или на претензионную переписку. Оставшиеся 30% запросов пришлись на традиционные «старые добрые» кейсы — отказы туристов от туров, невыдачу визы, претензии по качеству услуг.
На чью сторону при прекращении деятельности компаний суды вставали чаще?
В среде турфирм существует распространенный миф, что «потребитель всегда прав». В ответ на это хочу ответственно заявить, что в огромном количестве случаев, при активной позиции защиты в суде, удается добиться положительного для турфирмы решения.
Для примера скажу, что из порядка 60 дел по «Панораме» (юрлицо Натали-турс), которые вели наши юристы в 2018 году на стороне агентов по спорам с туристами, мы не проиграли ни одного (!) дела — то есть ни разу с агента не взыскали полную стоимость тура. Более того, примерно в двух делах из трех с агента не было взыскано даже агентское вознаграждение. Вот такая статистика.
Вот это действительно разрыв шаблона! Тогда почему в соцсетях регулярно появляется информация о том, что добросовестные агентства проигрывают в судах? Наверно «Дыма без огня» не бывает?
В это трудно поверить, но огромное количество судов проигрывается агентами из-за… собственной глупости или недосмотра!
Кроме того, к нам нередко обращаются агенты с просьбами из серии «Решили попробовать поучаствовать в суде сами, но в итоге проиграли, помогите составить апелляцию».
Вот мой топ-3 причин проигрыша агентов в судах:
Пример — фирма не находится по юрадресу и не получает с юрадреса корреспонденцию. В итоге фирма узнала о суде, уже когда произошло списание приставами денег со счета. Опротестовать такое решение крайне сложно (хотя иногда и удается) — ведь фирма несет ответственность за получение корреспонденции по адресу, указанному в выписке ЕГРЮЛ.
«Добрые» судьи и их помощники советуют написать заявление «рассмотреть в наше отсутствие». Турфирма на это соглашается и вздыхает с облегчением, подумав, что одной проблемой меньше. А потом узнает о том, что решение вынесено не в ее пользу! Абсолютно реальная история — причем случай далеко не единичный.
Отсутствие договора с туристом (часто — подругой, другом, братом, сватом) или неправильно оформленный договор, скачанный из интернета. Вражеские юристы пользуются изъянами в документах и нередко «трясут» с турфирм деньги даже в тех случаях, где вина турфирмы объективно отсутствует.
Вот такие банальные причины занимают первые места в списке причин проигранных агентами судов!
Скажите, прослеживается ли в этих причинах «всемирный заговор потребителей» или следование судами догме «Потребитель всегда прав»?
Мой ответ — НЕТ! В подавляющем большинстве случаев причиной всех бед становятся традиционные беспечность и русский «Авось».
И что делать, чтобы такого не было?
Ответ, как говорится, удивляет своей новизной. Мы предлагаем начать с простых действий:
Если суд проходит в том же городе, где находится фирма, то вопрос участвовать или нет вообще не должен стоять — участвовать однозначно, причем с участием юриста.
Что касается региона, то здесь возможны несколько вариантов. Например, иногда по наиболее серьезным знаковым заседаниям юристы нашей компании сами летают в регионы. Если же цена на билеты превосходит цену самого иска — всегда можно попробовать найти регионального юриста — средний прайс на участие в одном судебном заседании в регионе начинается от 3-5 тыс. руб. — это абсолютно посильная сумма для большинства агентов.
Какие самые распространенные ошибки при оформлении документов допускают агентства? Что посоветуете, чтобы не попасть в беду на ровном месте?
Наши рекомендации следующие — заключать договор. ВСЕГДА.
Кстати, хочу заметить, что «заключать договор» это не значит тащить 100 туристов из 100 в офис и подписывать с ними договор на бумаге. Заключать договор можно в электронной форме — по мейлу, путем размещения на сайте и даже по ватсапу.
Это хорошая новость. Плохая состоит в том, что обычный договор «из интернета» вряд ли подойдет для удаленного заключения с туристом. Здесь на помощь приходим мы — в разделе бесплатные документы на нашем сайте лежат образцы необходимых онлайн-пунктов в договоры и даже образец письма туристу на мейл. Для тех, кто не хочет тратить время и рисковать мы предлагаем новый договор с туристом 2019, уже адаптированный для заключения по мейлу или через мессенджеры.
Начнем с удавки, то есть с «антипримеров». Вот несколько реальных цитат из договоров, с которыми приходили к нам агентства:
От антипримеров перейдем к полезным советам и пунктам. Разделим полезные условия на две группы — положенные по закону (необходимые априори) и рекомендованные нами (назовем их креативными).
Первая группа — это условия, положенные по закону. Открываем ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (в том числе статьи 9, 10, 10.1.), а также скачиваем типовой договор Минкульта. Читаем и проверяем, все ли условия из закона и типового договора отражены в Вашем договоре. Особое внимание обращаем на полные сведения о туроператоре, о его страховщике, о Турпомощи.
Вторая группа — это условия, которые не указаны в законе как обязательные, но взятые что называется из жизни. И здесь мы можем предложить уникальный опыт — ежемесячно к нам обращаются сотни турфирм с различными «болями» — накопленный в баталиях опыт мы отражаем в разработанных нами комплектах договоров.
Вот описание лишь нескольких пунктов, добавленных в наши новые договоры для турфирм 2019 года по итогам анализа практики 2018 года:
Большое спасибо за такое развернутое интервью! А мы напоминаем турфирмам о возможности приобрести комплекты договоров последней редакции по выгодной цене.