Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев обратился к главе правительства Михаилу Мишустину с предложением в ходе второго этапа программы кешбэка продавать туры на период до конца мая 2021 года. Также союз просит рассмотреть возможность резервирования на следующий год средств, оставшихся от реализации программы кешбэка в 2020 году, и организовать очередную распродажу туров не позднее февраля 2021 года.
Как отмечают в РСТ, по данным Всемирной туристской организации (UNWTO), c учетом прогнозируемого на 2020 год спада в международном туризме на 60–80% и снижения доходов от экспорта на $910 млрд — 1,2 трлн сегодня под угрозой находится более 100 млн рабочих мест, напрямую зависящих от туризма. А если учитывать смежные отрасли, ситуация будет еще более фатальной. В России, по данным Ростуризма, потери туристической отрасли в результате пандемии составляют 1,5 трлн рублей, или $20 млрд, под угрозой находится 7 млн рабочих мест.
По мнению РСТ, в такой трудной ситуации программа кешбэка может стать настоящим драйвером восстановления туристической отрасли в самом ближайшем будущем. Как показывает мировой и российский опыт, существует возможность создания турпродукта, пользующегося круглогодичным спросом. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в ходе первого этапа программы кешбэка более 70% купленных туров и услуг размещения пришлись на курорты, куда поездки по условиям программы начинались с 1 октября.
Это также означает, что программа стимулирует раннее бронирование, от которого во многом зависит стабильность туристического рынка, получение гостиницами и санаториями средств, которые они смогут использовать для закупки оборудования, проведения ремонта, подготовки к летнему сезону. Сегодня эта задача актуальна как никогда, поскольку в условиях ухудшения эпидемической ситуации глубина продажи туров достигла своего минимума.
С учетом убытков I полугодия и полного отсутствия въездного турпотока судьба туриндустрии прямо зависит от спроса на турпоездки внутри страны в последние месяцы текущего года и в первую половину следующего.
«Правительства многих стран озабочены проблемой поддержки туристического бизнеса. Запускаются специальные маркетинговые программы, объекты размещения продолжают принимать туристов с учетом особых мер безопасности.
К примеру, Visit England в партнерстве с туристическими организациями Лондона, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса запустили проект и рекламную кампанию Escape the everyday, мотивирующую путешествовать по Великобритании осенью и зимой. На портале visitengland.com туристические компании могут размещать свои маркетинговые материалы и предложения. Создатели проекта ожидают, что он стимулирует 200 000 поездок по Великобритании в межсезонье.
Правительство Ирландии в бюджете на 2021 год заложило рекордный уровень финансирования на поддержку отрасли, увеличив сумму на €59 млн по сравнению с 2020 годом. €55 млн предусмотрены для поддержки ключевых предприятий сектора. НДС снижен до 9%, продлена заморозка взысканий долгов по налогам и тарифов, €5 млн пойдут на обучение и инвестиции в цифровизацию сектора, чтобы начать подготовку к жизни после пандемии.
В бюджете Австралии на 2020–2021 годы утверждено дополнительно $39,7 млн на поддержку отрасли. Почти $232 млн из федерального бюджета пойдут на внутренний маркетинг и помощь в привлечении иностранных туристов. Запущена компания «Туризм в Австралии», которая стимулирует поездки и бронирование экскурсий.
Чтобы стимулировать глубину продаж и загрузку межсезонья в России, РСТ предлагает внести в правила проведения второго этапа программы кэшбека одно существенное изменение — разрешить в ходе начавшейся акции продавать туры и услуги размещения со сроками окончания поездки не 10 января, а в течение первой половины будущего года или, как минимум, до конца мая.
В этом случае вся программа обретает новый смысл, в том числе потому, что позволяет комбинировать субсидии в виде кешбэка со скидками за раннее бронирование, предлагаемыми туроператорами и отелями. Кроме того, к акции в таком случае смогут присоединиться и операторы по речным круизам, которые оказались вне второго этапа программы в силу сезонности этого вида отдыха. А у российских граждан появится возможность отдыхать и лечиться в I полугодии 2021 года по небывало низким ценам.
РСТ также просит правительство рассмотреть возможность резервирования средств, оставшихся от реализации программы кешбэка в этом году, и объявить очередную распродажу туров не позднее, чем в феврале 2021 года. Тем более что для стимулирования ранних продаж, межсезонной загрузки отелей и освоения новых маршрутов программа субсидирования через кэшбэк может стать ежегодной и войти составной частью в новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», — говорится в письме.