Ранее мы делились лайфхаками при покупке авиабилетов. В этой статье разбираем нюансы полетов с пересадками.
Предположим, вам надо добраться из Москвы до Парижа, но стоимость авиабилета не устраивает. Вы проверяете рейсы, допустим, из Москвы до Лиона с пересадкой в Париже и обнаруживаете, что такой билет намного дешевле. Покупаете его, после чего во время пересадки не идете на следующий рейс до Лиона, а покидаете аэропорт в Париже. Таким образом вы совершаете скиплаггинг, или «трюк скрытого города».
Почему рейсы с пересадкой дешевле прямых?
Стыковочные рейсы, как правило, предполагают пересадку в городе, где находится хаб авиакомпании. Такой перелет будет дешевле прямого рейса, так как стоимость авиабилетов определяется не расходами на топливо, а спросом на выбранное направление.
Пример: у Emirates Airlines хаб в Дубае. Поэтому рейс Москва — Дели — Москва пройдет со стыковкой в Дубае, и его полный маршрут будет выглядеть так: Москва — Дубай — Дели — Дубай — Москва. В этом случае, помимо пассажиров, летящих из Москвы в Дели, на первом сегменте будут люди, направляющиеся из Москвы в Дубай, а на втором — из Дубая в Дели. Так авиакомпания заполнит оба рейса, что позволит ей снизить стоимость перелета.
Стоимость авиабилетов определяется не расходами на топливо, а спросом на выбранное направление
В данном случае покидать аэропорт в Дубае, игнорируя второй сегмент маршрута, как минимум невыгодно из-за уже случившихся трат на индийскую визу. Но даже если вы решили обхитрить авиакомпанию на внутренних рейсах, заранее все взвесьте, чтобы не пришлось подсчитывать убытки.
Подводные камни
Пропуск одного сегмента = аннулирование последующих
Пример. Если вы собрались из Москвы в Париж, но берете билет до Лиона с пересадкой в Париже, имейте в виду, что, если вы не сядете на рейс Париж — Лион, обратный билет будет аннулирован. Это прописано в правилах любой авиакомпании. Выход только один: купить обратный билет отдельно. Правда, здесь есть другой нюанс: обычно билет туда-обратно выходит дешевле, чем купленный в одном направлении. Безопасно можно отказаться лишь от последнего сегмента в едином авиабилете.
Стоит только учесть еще пару моментов: — по правилам программ лояльности большинства авиакомпаний бонусные мили за неиспользованный полетный сегмент не начисляются— если рейс с пересадкой по какой-то причине отменят, авиакомпания, которая обязана доставить клиента в пункт прилета, может предложить прямой альтернативный рейс
Только ручная кладь
Если у вас есть багаж, при регистрации на рейс в аэропорту вылета его оформят до конечного пункта по вашему билету. Так что придется либо лететь только с ручной кладью, либо придумать очень вескую причину для выдачи багажа в промежуточном пункте. (Что делать, если вы забыли вещь в самолете или поезде, «Моя Планета» уже рассказывала.)
Возможны санкции
Несмотря на то что скиплаггинг официально не запрещен, перевозчики его не приветствуют, так как несут финансовые потери.
В 2014 году United Airlines и ее партнер Orbitz подали в суд на создателя сайта Skiplagged.com Актарера Замана. Идея сайта — помогать путешественникам заказывать билет на самолет, который имеет промежуточную посадку в месте назначения пассажира. Авиакомпании потребовали компенсации в размере $75 000, но в 2015 году дело закрыли. Судья в одном из округов американского штата Иллинойс заявил, что суд не обладает юрисдикцией по этому делу из-за того, что Заман не жил и не занимался бизнесом в этом округе.
А в 2018 году особенно огорчилась Lufthansa: авиакомпания решила через суд потребовать денежной компенсации от пассажира, который в апреле 2016 года купил билет на рейс из Осло до Сиэтла и обратно с пересадкой во Франкфурте. На обратном пути, не долетев до Осло, он вышел в промежуточном пункте, а потом другим рейсом Lufthansa улетел в Берлин. Общая сумма его расходов составила €657. По словам представителя авиакомпании, это нарушение договора перевозки. Если бы пассажир купил прямой билет до Франкфурта, он бы заплатил €2769.
Поэтому в своем судебном иске авиакомпания потребовала от пассажира компенсировать ей разницу между стоимостью билетов плюс проценты — €2112. В 2018 году Берлинский суд первой инстанции принял решение в пользу пассажира, и авиакомпания подала апелляцию. Правда, в конце 2019 года отозвала ее без объяснения причин.
Авиакомпании могут лишить пассажира накопленных миль или внести его в черный список
Хоть суды пока и занимают сторону пассажиров, авиакомпании не сдаются. Они могут лишить накопленных миль или внести в черный список. Большинство перевозчиков аннулируют последующие сегменты полета и не выдают багаж в транзитном пункте или выдают, но со штрафом (у Air France он составляет около €200). Qatar Airways предупреждают, что при перелете не по всему забронированному маршруту будет произведен перерасчет стоимости билета, но в любом случае пассажиру потребуется заплатить административный сбор за изменение условий перевозки.
Помимо вышеизложенных рисков, существует и четвертый: из-за погодных условий или других непредвиденных обстоятельств самолет могут направить в другой аэропорт.
Возврат по частично использованному тарифу
Но бывают ситуации, когда пропуск сегмента маршрута вызван не желанием сэкономить, а сторонними факторами. Допустим, вы приобрели билет на рейс Москва — Лондон — Москва. Но когда прилетели в Лондон, планы изменились и обратный рейс вас уже не устраивает. Можно попытаться изменить даты вылета, но, если этот вариант не подходит и вы намерены вернуться в Москву другим способом, придется отменять рейс. Правда, удастся ли вернуть стоимость неиспользованного сегмента билета или нет, зависит от авиакомпании и тарифа: чем дешевле тариф, тем меньше шансов. К тому же не стоит забывать про удерживаемые сборы и про то, что авиакомпании не возвращают деньги при нарушении последовательности перелетов.
У каждого перевозчика свои правила возврата, но, чтобы попытаться осуществить его, вам в любом случае потребуется связаться с авиакомпанией, позвонив в колл-центр.