08.03.2018 11:00
Можно сказать, что существует две основные формы культуры: предметная и личностная. К предметной культуре относится все, что может обрести физическую форму, то есть готовые результаты деятельности человека. Личностная форма – это индивидуальное человеческое развитие, приобретение знаний, совершенствование способностей и расширение кругозора.
Деятельность каждого нового поколения является источником развития культуры. В каждую историческую эпоху человечество совершенствует свою деятельность на базе того, что было создано до него. Опыт прошлого усваивается, наследуется и перерабатывается, трансформируясь в нечто новое. Таким образом и происходит развитие культуры, когда на предшествующих элементах начинают строиться новые культурные ценности.
Взять, к примеру, массовую народную культуру. Допустим некогда, примерно столетия два-три назад, в одной далекой деревне были придуманы частушки. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, часто дополнялись новыми рифмами и словами, чтобы в конечном итоге превратиться в гимн определенной местности.
Главными сферами человеческой деятельности является создание духовного и материального. Это утверждение относится и к материальной, элитарной и народной культуре. Примерами материального наследия могут служить картины, дома, предметы быта, средства производства и т.д. Благодаря материальной культуре можно составить истинное представление о культуре народа и уровне его развития в конкретный период времени.
В процессе жизнедеятельности человек производит не только материальные блага, но и трансформирует свое сознание. Так появляется духовная культура. Это мораль, менталитет, мировоззрение, правовое и эстетическое сознание и т.д. В целом, это умственная деятельность, хотя она может включать и некие материальные аспекты, к примеру, работу скульптора.
Духовная культура является самостоятельным элементом, в разные периоды она могла либо опережать экономику, то есть материальную культуру, либо отставать от нее.
Также культура делится в соответствии с ее носителями. Таким образом выделяют мировую и национальную культуру. К мировому наследию относят все лучшие достижения каждой нации. Национальная культура – это, в первую очередь, синтез массовой, элитарной и народной культуры.
К примеру, некий отдельный элемент народной культуры не может претендовать на место в мировом сообществе, потому что он представляет только так называемый «народ», оставляя позади наследия «масс» и «элит». Чтобы понять эту премудрость, стоит для начала рассмотреть основные направления развития культур.
Под этим понятием подразумевают явление, которое возникло в ХХ веке. Этому поспособствовало быстрое развитие средств массовой информации, завоевавших обширную аудиторию и ставших общедоступными. Таким образом, в массы стали попадать литературные бестселлеры, легкая музыка, сериалы и т. д. Нередко массовую культуру называют коммерческой, предполагая, что ее основное предназначение - приносить прибыль. Однако это не совсем так. Среди произведений массовой культуры может быть много высокохудожественных произведений, некоторые из которых признаются национальным достоянием. Социологи и культурологи установили, что интенсивность распространения массовой культуры напрямую зависит от способности человека быстро приспосабливаться. Но вместе с этим она отражает только усредненные вкусы масс. Любителям народной культуры, к примеру, практически нечего искать в продуктах массового производства.
Элитарная культура происходит от французского слова «elite», что значит «лучший». Это продукты, восприятие которых требует соответствующего уровня образования и специальной подготовки. Их создают настоящие профессионалы, чьи имена навсегда сохраняются в памяти человечества. К примеру, музыкальные композиций Шопена и Вагнера вряд ли по достоинству оценит среднестатистический потребитель, которому всегда были ближе песни Шакиры, Аврил Лавин и т.д.
Впервые элитарная культура возникла еще в ранних цивилизациях, где высокая культура была доступна только узкому кругу людей, не распространяясь в широкие массы.
Элитарные группы населения присутствуют в каждом обществе. Культурологи считают их самой способной к духовной деятельности частью общества, ведь представители элиты обычно одарены высокими нравственными и эстетическими качествами. Благодаря элите общество способно осознать само себя. Начиная с середины ХХ века, элитарную культуру стали считать творческой, то есть ответственной за создание новых культурных ценностей.
Также внимание стоит уделить народной культуре. К ней относят результаты деятельности определенного народа, которые были созданы им на протяжении всего исторического периода. Все произведения народной культуры создаются непрофессиональными, анонимными авторами. Зачастую никто не знает, кто был автором сказки или былины, кто придумал национальную одежду или изобрел предметы быта. В качестве примера произведений народной культуры можно рассмотреть одежду.
Даже сегодня неизвестно, кто придумал кокошники и сарафаны, но они стали неотъемлемыми атрибутами быта, так называемой «народной модой». В свою очередь всем известно, что маленькое черное платье придумала Коко Шанель. Изначально этот атрибут был предметом элитарной культуры, со временем трансформировавшийся в элемент массовой культуры. Это один из примеров взаимовлияния народной массовой и элитарной культуры.
Произведения народного искусства подпитывают другие культурные формы, вдохновляя композиторов, писателей, архитекторов.
Но пора спуститься с небес на землю: в современном мире народная культура часто ассоциируется с чем-то странным, например, с девушками в кокошниках, которые поют частушки под балалайку. Рассматривая современные реалии, сложно игнорировать тот факт, что некоторые культурные продукты являются откровенно бесполезными.
Еще несколько десятилетий назад люди имели абсолютно другие моральные ценности, которые произошли из народной культуры и отобразились в массовых продуктах того времени. Культура – это то что мы делаем каждый день, наши мысли и наши поступки. Все это культура, и то, на что она будет ориентирована, зависит от того, каким произведениям человек отдает предпочтение.
Народная культура возвращает человека к простому трудовому народу, для которого было важно, чтобы каждый оставался личностью, а его поступки были осмысленными.
Народная культура несет уважение к человеку. Ее создавали простые люди, которым не чужды были горе и пороки, которые знали цену труду и презирали гедонистическую бездеятельность. На такие произведения не влияли продукты массового культурного потребления. Примеры народной и элитарной культуры несли в себе одинаковую мораль и смысл, просто народ рассказывал о них простыми, доступными каждому словами.
Источник