Если Гончаров увековечил Крылова в своем «Обломове», то скульптор Клодт больше внимания уделил натуральности других персонажей. Рассказываем о некоторых фактах из истории памятника баснописцу в Петербурге.
13 февраля исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, крупнейшего русского баснописца, чьи строки давно разошлись на пословицы и поговорки. И вот уже 160 с лишним лет бронзовый Крылов смотрит на потомков с перекрестка аллей Летнего сада. Сегодня мы расскажем о нескольких малоизвестных фактах из истории создания этого монумента.
Многие считают, что первым в истории памятником российским писателям был памятник Пушкину, но это не так. На самом деле им стал памятник ученому и при этом немного еще и писателю Михаилу Васильевичу Ломоносову. Установлен он был в 1832 году в Архангельске. В 1845 году открыли памятник историку и писателю Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске, а в 1847-м — политическому деятелю и тоже немножко поэту Гавриилу Романовичу Державину в Казани. Зато памятник Крылову, открытый в 1855 году, спустя 11 лет после его смерти стал действительно первым «писательским» памятником в столице Российской империи — Санкт-Петербурге. И, пожалуй, первым народным памятником в России: деньги на его создание собирались по подписке по всей стране.
Найти свое место
Иван Андреевич Крылов был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, но от варианта установки этого памятника над его могилой отказались сразу: тот был слишком хорош для столь мрачного места. Потому первоначально решили установить памятник на площади перед Александринским театром и Публичной библиотекой, где 30 лет служил Крылов (сейчас на этом месте стоит памятник Екатерине Великой). Но Николай I категорически запретил устанавливать памятник Крылову в самом центре города. Тогда последний предложили разместить на набережной Невы, рядом с университетом (Там сейчас находится памятник Ломоносову). Но и это место по каким-то причинам было отвергнуто. Наконец, пришли к консенсусу: памятнику быть в Летнем саду. Оно и к лучшему: Летний сад Крылов любил и нередко там прогуливался.
От эскиза до зверинца — один шаг
Эскиз памятника и рисунки барельефов на сюжеты крыловских басен выполнил художник Александр Алексеевич Агин, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации, автор классических иллюстраций к «Мертвым душам» Гоголя. На постамент он поместил героев басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Слон на воеводстве», «Лисица и виноград» и других.
Автор монумента, скульптор Петр Карлович фон Клодт всех зверей, изображенных на памятнике, лепил с натуры. Поэтому в мастерской у него образовался целый зверинец. Здесь жили собаки, осел, обезьяна, кот, овца с ягнятами, лиса, журавль и даже волк с медведем. Вот только для льва и слона места в мастерской не нашлось. Лев позировал Клодту в зверинце немца Зама на Фонтанке. А смотреть на слона скульптор ездил в Царское Село. Общежитие зверей в мастерской Клодта продолжалось четыре года. Именно столько длилась работа над памятником. После ее окончания все «модели» были переданы в зверинец на Фонтанке.
Иван Андреевич Обломов
И. А. Крылов в 44 года (слева) и в преклонном возрасте (справа)
Архитектор Владимир Васильевич Стасов так описывал памятник: «Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своем сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации»…
Хотя в юности Крылов увлекался кулачными боями стенка на стенку, в зрелости прославился своим остроумием, силой воли и целеустремленностью, но в последние годы своей жизни, он действительно любил хорошо поесть, поспать, одевался кое-как. О его воистину гаргантюанском аппетите, неряшливости и лени ходили легенды, похожие на анекдоты. (О причудах других великих людей.)
Рассказывают, как на Масленицу, устроенную в доме Олениных, Крылов за один присест съел 30 блинов с икрой, каждый из которых был толщиной в палец и величиной с большое блюдо. А когда однажды Крылов собрался на маскарад, то спросил совета у одной своей знакомой, какую маску ему выбрать. На что получил ответ: «Иван Андреич, вы помойтесь и причешитесь, и вас никто не узнает».
Со своего любимого дивана он мог не вставать сутками. Фигура Крылова даже послужила писателю Гончарову прототипом его знаменитого Обломова.
Тем не менее потомкам осталось 236 басен, собранных в девять сборников, которые выходили с 1809 по 1843 год. Из них на памятнике представлено 22 сюжета*. А театральная маска на постаменте напоминает, что Крылов — не только баснописец, но и драматург. Он написал десяток комедий и даже одну трагедию «Филомела», ставшую его первым, хоть и не вполне удачным литературным опытом. Но остальные пьесы Крылова были не менее популярны у публики, чем его басни. Особенным успехом пользовались комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам».
Предлагаем пройти тест на знание самых знаменитых произведений баснописца.
*Автор статьи лично произвел подсчеты, так что эта цифра приводится в «крылововедении» впервые. Даже в справочной и краеведческой литературе указываются совсем другие цифры. Обычно все повторяют друг за другом, что на барельефах, окружающих памятник, изображены сюжеты 36 басен, но никто и никогда этого не проверял.