Продолжаем рассказывать о том, где и зачем люди строят стены. Первая часть: исторические стены.
Стена между США и Мексикой: стройка века
Тройные барьеры с колючей проволокой, металлические листы, заборы из стальных труб или просто проволочная ограда — так власти США пытаются остановить поток нелегальных мигрантов из Мексики.
Великая Американская стена пересекает пустыню и мегаполисы, спускается к океану. На всем протяжении она выглядит очень неоднородно и пока защищает лишь треть границы между двумя странами. Во время избирательной кампании президент США Дональд Трамп пообещал укрепить существующие ограждения и построить новые, чтобы к 2027 году закрыть барьерами более половины границы с Мексикой. По предварительным оценкам, на возведение стены уйдет $25 млрд из бюджета США: мексиканские власти отказались финансировать эту идею.
Белфастские линии мира, Великобритания: на границе двух религий
В XX веке многовековой конфликт между англичанами и ирландцами разгорелся с новой силой: на улицах Белфаста, Дерри и других городов Северной Ирландии бушевали сражения со стрельбой и взрывами. Чтобы прекратить столкновения, между католическими и протестантскими районами власти Великобритании возвели линии мира — стены из кирпича, железа или стали. Временные барьеры были рассчитаны максимум на полгода, но стоят до сих пор. К 2017 году их число увеличилось с 18 до 59, а общая протяженность достигла 34 км. Сейчас в Белфасте около 20 линий мира, многие покрыты выразительными граффити, отражающими историю конфликта. Правда, в последнее время ворота в стенах не закрываются даже на ночь, а к 2023 году власти Северной Ирландии планируют разобрать все заграждения.
Берлинская стена, Германия: памятник холодной войны
Понятие «железный занавес» материализовалось в Берлине буквально за десять дней. Утром 13 августа 1961 года на улицах города появились заборы из колючей проволоки, которые очень быстро сменила глухая бетонная стена. Власти Восточной Германии решили закрыть границу, чтобы остановить эмиграцию: после войны треть жителей ГДР бежали в Западную Германию. Разделительная линия пересекала дороги и метро, коммуникации и дома. После возведения стены окна в приграничных зданиях заложили кирпичом, а жителей выселили. Прервалось транспортное сообщение, были обрезаны линии электропередач и телефонной связи, заварены водопроводные трубы. Стена разделила город даже под землей: для восточных немцев остались доступными лишь две ветки метро, остальными могли пользоваться только жители Западного Берлина, но мимо станций, относящихся к Восточному Берлину, поезда шли без остановок. Входы на эти станции на территории ГДР были закрыты.
Все здания, находившиеся на разделительной полосе, были разрушены — даже церковь Примирения, построенная в конце XIX века. Лишь через 11 лет после падения стены на ее месте возвели одноименную часовню.
Берлинская стена разделила город, страну и народ почти на 30 лет. С восточной стороны она выглядела устрашающе: два ряда бетонных заборов, колючая проволока, рвы, противотанковые укрепления и сторожевые вышки. Границу охраняли вооруженные солдаты и тысячи немецких овчарок. При попытках перебраться через стену погибли 136 человек. С западной стороны сооружение расписали граффити, проход к нему был свободным.
Решение о сносе Берлинской стены было принято так же внезапно, как началось ее строительство. 9 ноября 1989 года председатель правительства ГДР объявил о том, что граждане страны могут получить визы для посещения ФРГ. Не дожидаясь оформления документов, сотни тысяч восточных немцев двинулись через КПП, им навстречу вышли жители Западного Берлина, началась стихийная разборка стены. Официально ее демонтировали в 1990-м, оставив на память отрезок длиной 1,3 км.
Корейская стена: самая закрытая граница
Эта граница всегда на замке: гражданам Северной и Южной Кореи запрещено въезжать на территорию соседней страны. Корейский полуостров поделили пополам еще в 1953-м, а в конце 70-х по инициативе Сеула вдоль границы построили бетонную стену: тогда Южная Корея жила хуже и беднее, чем Северная, и власти страны опасались массового бегства южан к соседям. Стена разделила надвое больше 100 сел, 220 дорог, реки и оросительные каналы. За стеной лежит демилитаризованная зона шириной 4 км. Со своей стороны южнокорейцы поддерживают дороги и другие объекты в ней в идеальном состоянии, будто в надежде на скорое объединение двух стран. Эта идея витает в воздухе еще со времен падения Берлинской стены, но противостояние затянулось. Зато в демилитаризованную зону охотно пускают туристов: купить экскурсию к пограничной стене можно в любом турбюро Сеула.