Предисловие.
В этот раз мы сдуем пыль с популярной, известной советской плёночной камеры Любитель-166. Пост - лишь краткий обзор и немного моего собственного опыта общения с этой камерой.
Но началось всё не с Любителя (внимание, берегите глаза, шакалофон наступает)...
...а с плёнки. Вот эту интересную коробочку со старой плёнкой я получил вместе с охапкой другой просрочки в зелёных коробках (на фото выше).
Как можно увидеть, срок годности плёнки истёк в далёком 1973-м году, и с этого момента она начала терять свои свойства вроде чувствительности, контраста и уровня вуали. Чем она так интересна? А тем, что, в отличие от обычных зелёных коробочек с плёнкой формата 35мм, это - тип 120, он же 6х6, он же рольфильм.
Вот, как непривычно она выглядит. Полоса плёнки шириной 62мм вложена между слоями непрозрачной бумаги - ракорда. Поэтому пластиковая кассета и не нужна. Соответственно, на такой плёнке можно получить 12 больших и красивых (или нет) кадров размером 6х6 сантиметров. Называется эта красота - "средний формат" и до сих пор цветёт и пахнет силами многих фотографов и компаний, производящих плёнку.
Конечно, я не имею понятия, "жива" ли ещё моя плёнка, как хорошо она сохранилась и можно ли там будет что-то разглядеть, но проверить это стоило.
Подходящей камеры такого формата у меня ещё не было. Фотоаппараты для 35мм плёнки не подойдут. Так и лежала бы эта коробочка позабытой, если бы я не нашёл у друга одну из камер его отца, опытного фотографа. Как я понял, он имел привычку при поломке старой камеры просто покупать новую, даже если неполадка не серьёзна, поэтому разных "Любителей" было 3 или 4 штуки. Таким образом я намекаю на невысокую коллекционную ценность этих камер и невысокую же стоимость, если вы вдруг тоже решите приобрести такую.
Итак, что тут у нас. Корпус лёгкий, пластиковый, сверху - складная шахта из металлических створок. Два объектива: через один смотрим на мир, через другой снимаем, поэтому такой тип камер называется TLR (twin lens, двухобъективная зеркальная). Если вы никогда не понимали, почему ваша цифровая зеркалка называется DSLR (single lens, однообъективная), когда у вас куча сменных объективов к ней, то вот ответ.
На моей камере установлен объектив Т-22 с фокусным расстоянием 75мм и максимальным значением диафрагмы f/4,5. Тут же, не отходя от кассы, находится лепестковый затвор с выдержками В, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125 и 1/250 секунды. Если вы стробист-извращенец, то будете рады узнать, что вспышка работает на любой из этих выдержек. Я серьёзно, для вас есть PC-синхроконтакт и холодный башмак для синхронизатора.
Вид сверху, со стороны шахты. Именно так вы будете смотреть на аппарат в его рабочем положении, то есть висящем у вас на пузе. Справа - колесо перемотки плёнки, которое НЕ СОПРЯЖЕНО со взводом затвора. Он взводится отдельно. Отсюда велик риск забыть промотать плёнку и сделать случайную мультиэкспозицию, но вдруг вам надо именно этого? Замечу, что такое было не во всех версиях Любителя.
Видоискатель яркий за счёт того, что является просто квадратной линзой, а не матовым стеклом. Пентапризмы в аппарате нет. Только маленький кружок по центру - честный, матовый. Именно он позволит вам точно наводить объектив на резкость и даже примерно (примерно!) оценить размытие фона. Для беглой наводки есть метки дистанции на верхнем объективе.
Счётчика кадров в аппарате тоже нет, но зато есть круглое ОКОШКО на задней стенке. Через него можно видеть номера кадров, которые напечатаны прямо на бумажном ракорде плёнки. Просто и гениально, я считаю.
Вид изнутри, крышка открыта. В зарядке плёнки нет ничего сложного, но есть пара моментов. Во-первых, специальной приёмной катушки в аппарате нет, а плёнка с ракордом наматывается на обычную катушку, оставшуюся от предыдущей съёмки. Обратная перемотка не предусмотрена и не нужна. То есть, для первого раза вам придётся где-то найти пустую катушку. Во-вторых, меня беспокоит, как ненадёжно сидят обе катушки на коротких осях, но, кажется, это просто особенность аппарата. Ной не ныл, и ты не ной.
Потому, что настоящее испытание начнётся позже, когда я решу проверить камеру. Для этого я взял просроченную узкую (обычную, 35мм) Свему ФН64, пустой ракорд на катушке и спустя некоторые маты в кромешной темноте прилепил узкую плёнку на широкий ракорд и смотал в тугой кривоватый рулон. Мне нужно было понять, насколько можно верить второму объективу, цифиркам на ракорде и вообще.
Плёнка просроченная, но знакомая, поэтому съёмка велась с параметрами 2 ISO, ф/4,5 и выдержкой по ситуации. Без тросика и штатива во многих случаях никак, сами понимаете.
Ванна-лук.
На улице можно снимать с выдержкой аж 1/15. Супер.
Мм, ничего так. Даже бокешка есть, с закруткой. Мне всё нравится, переходим к нормальной плёнке и квадратным кадрам.
Рассудив здраво, что больше 2 ISO от 130ед. за 40 лет остаться не могло, мы начали комнатные эксперименты, и я с радостью отстрелял все 12 кадров. Негативы с моей просрочки 90х годов уже были вялыми и почти ни на что не годными из-за вуали. Было что-то видно, но не более. В случае с 40 годами ожидания я ни на что особо не надеялся.
Проявляю в холодном фенидон-гидрохиноновом 1+1. Бензотриазола, увы, чукче не завезли. Вынимаю, смотрю.
Вау. Это немного не то, что я ожидал. Возможно, ракорд, отделяющий слои плёнки друг от друга, предохраняет её от слипания и сильной деградации. Но с чувствительностью я всё-таки угадал. Выдержки на этих кадрах от 8 до 15 секунд.
Собственно, это - минимальная дистанция фокусировки для портрета, ближе аппарат уже не фокусируется. Видоискать охватывает не весь кадр, к этому надо привыкнуть. Впрочем, требовать от аппарата чего-то большего не стоит: он и так по-своему хорош.