Наперегонки со смертью

Наперегонки со смертью

Спортивные соревнования, в которых погибли 2/3 участников

Наперегонки со смертью

Начало XX века навсегда останется временем бесшабашных романтиков воздухоплавания. Отважные летчики смело бороздили воздушные просторы на далеких от совершенства и очень небезопасных самолетах. Это была эпоха новых рекордов и, практически неизбежных в столь рискованном деле, катастроф и трагедий.

Апогеем авантюрного спортивного пилотирования стала воздушная гонка «дерби Доула».

Испытание для лучших из лучших

Летом 1927 года миллионер Джеймс Драммонд Доул организовал воздушные состязания. Главного победителя ожидал крупный приз в 25 тысяч, а за второе место посулили 10 тысяч долларов. Сумма весьма внушительная, если учесть, что в то время средний месячный доход составлял 150–170 долларов.

Джеймс Доул владел крупнейшей гавайской компанией по импорту ананасов и предложил всем желающим авиаторам совершить беспосадочный транстихоокеанский перелет.

Стартовой точкой была взлетно-посадочная полоса Окленда в штате Калифорния, а финиш — в аэропорту Гонолулу на Гавайях. Быть может, миллионер просто скучал или же он хотел сделать свой вклад в развитие воздушного сообщения с материком — как бы то ни было, вызов был брошен.

Наперегонки со смертью

Непосредственной подготовкой мероприятия занялась национальная ассоциация воздухоплавания. Особое внимание уделялось подготовленности участников соревнований. Проверку осуществлял опытный ветеран ВМФ — Бенжамен Уайатт.

Кроме тщательного контроля технического состояния самолетов, огромное внимание уделялось штурманским навыкам вторых пилотов. Маршрут гонки проходил над открытым океаном с минимумом визуальных ориентиров, а завершался на острове, который среди безбрежных синих просторов не так уж и просто найти.

Следует учесть и особенности эпохи. Авиационная радиосвязь делала первые шаги, оборудование имелось на единичных самолетах. Основная масса пилотов ориентировалась в полете по старинке. Местоположение определялось вычислением координат: учетом направления, скорости и времени в пути. Ночью помогали звезды, а днем — приметные визуальные ориентиры.

Задача, поставленная перед участниками гонок, была непростой, поэтому прогрессивная общественность оказывала разнообразную помощь. По маршруту движения в оговоренных точках выстроились гражданские корабли, а на близлежащей базе для оказания помощи готовился выйти в океан военный авианосец.

Проверка участников соревнований не была излишней осторожностью: из тридцати трех подавших заявку допуск получили только одиннадцать, более того, до старта добрались лишь восемь из них. Три самолета на этапе подготовки потерпели крушение, в живых остался лишь экипаж одного из них. На старт вышло восемь экипажей.

Притяжение земли

Гонка началась 16 августа 1927 года в полдень. Первый же самолет, «Оклахома», поднявшийся в воздух, вынужден был вернуться на аэродром из-за перегрева мотора. Впрочем, это было только начало.

Следующий участник, «Эль Энканто», не сумел набрать высоту, и самолет рухнул на взлетную полосу, развалившись на куски. К счастью, пилот остался жив.

Подобная участь ожидала и третий, вышедший на старт, самолет — «Пабко Флаер». Однако стоит отдать должное пилоту: первая неудачная попытка взлететь, окончившаяся падением за взлетной полосой, не остановила храбреца. Немного подремонтировав свой самолет, он вновь попытался присоединиться к гонке, но снова потерпел крушение. Упорный смельчак отделался травмами, а самолет окончательно погиб.

Наперегонки со смертью

Сложности со взлетом и технические трудности возникли не случайно. Машины всех участников были загружены под завязку. Гонщикам предстояло преодолеть 3870 километров без дозаправок, и все свободное место было забито топливом.

Четвертый самолет, «Золотой орел», взлетел без приключений и взял курс на Гавайи. Первая удача за день внушала определенную долю оптимизма. Следом благополучно отправился в полет самолет «Мисс Доран». Эта машина прочно держала за собой приз зрительских симпатий, кроме пилота и штурмана на борту находилась очаровательная девушка авиатор Милдред Доран.

Далее по очереди успешно набрали высоту самолеты «Вулрок» и «Алоха». Последним стартовал «Дух Далласа», но из-за технических неполадок вскоре вернулся на аэродром.

Всего четыре машины из восьми сумели выйти на намеченный маршрут, но до финиша добралось лишь две.

Радость победы и горечь утрат

Победителем «дерби Доула» стал «Вулрок», пилотируемый Артуром Гёбелем и Уильямом Девисом.

Наперегонки со смертью

Можно сказать, что победила технология — самолет был оборудован радиосвязью и почти на всем протяжении пути выходил на связь с дежурящими на маршруте судами. Полет длился чуть больше суток.

Наперегонки со смертью

Вторым пришел экипаж «Алоха». Хотя они и отстали от лидеров на два часа, но зато были настоящими героями уходящей эпохи. В самолете «Алоха», который пилотировал Мартин Дженсен вместе со штурманом Полом Шлютером, не было радиоустройств. Летчик для экономии топлива поддерживал машину на минимальной высоте и двигался практически вслепую, ориентируясь лишь на вычисление координат.

Кроме того, самолет не был оснащен дополнительными баками и топливо приходилось постоянно доливать из многочисленных канистр, чем штурман и занимался всю дорогу, не выпуская сигары изо рта. Тем не менее «Алоха» долетела до Гавайев, хоть и с небольшим опозданием. Полет занял чуть более суток.

Ни «Золотой орел», ни «Мисс Доран» в аэропорту Гонолулу так и не появились. Храбрые летчики и прекрасная девушка авиатор исчезли в синих водах океана навсегда. Поиски ничего не дали и только увеличили количество жертв смертельной гонки — попал в бурю и разбился «Дух Далласа».

Наперегонки со смертью

Смерть собрала богатый урожай — общественность негодовала. Был принят специальный закон, запрещающий сверхдальние перелеты за денежный приз. Воздушная гонка «дерби Доула» стала последней грандиозной и романтичной авантюрой покорителей воздуха.

источник

Следующая новость
Предыдущая новость
Лента публикаций