Не зря прозвали "Козел"

Не зря прозвали "Козел"

У ГАЗ-69 нынче – второй бум популярности: герой на ретрослетах, почетный гость внедорожных покатушек, а тут еще информация о новом мелкосерийном выпуске промелькнула. Не слишком ли для старого «козлика»?

Миф № 1

Он мог проехать везде

Похоже на правду. ГАЗ-69 в своем стандартном заводском варианте и на родной резине отличался отличной проходимостью на бездорожье. Даже с точки зрения современного офф-роуд тюнинга дорабатывать тут особенно нечего. Достаточно одного факта: на своей пониженной передаче «газик» мог уверенно ехать по болоту глубиной 35-40 сантиметров не один километр и даже набирать скорость. Достигалось это благодаря серьезному «трансмиссионному» арсеналу и очень тяговитому тихоходному двигателю.

Кроме жестко подключаемого переднего ведущего моста, «козлик» оснащался также двухступенчатой раздаточной коробкой (обе передачи понижающие, с отношением пар 1,15 и 2,78). Еще один пример: штурмуя восьмипроцентный снежный подъем за рулем героя нашей фотосессии, я сначала ехал на заднем приводе. Но на середине забуксовал и даже начал скатываться вниз. Передний мост-то я быстренько подключил, но не думал, что смогу тронуться вверх из положения «скольжение вниз задом». Но «газик» пошел с места по укатанному снегу без единой пробуксовки и так же спокойно, уже ни разу не проскользив, выехал на вершину холма. Вот что значит хорошая тяга на низах – 123 Нм с 2 000 об/мин!

А еще когда-то официальные армейские испытания показали, что ГАЗ-69 легко преодолевает 50-60-сантиметровые броды без какой-либо подготовки, а если предварительно снять ремень вентилятора и загерметизировать отверстие масляного щупа, то и 80-сантиметровая водная преграда внедорожнику будет по плечу.

Миф № 2

Лучший внедорожник в мире середины ХХ века

Скорее всего, да – во всяком случае, один из двух-трех лучших. Серьезный минус – он не был таким раскрученным, как некоторые его конкуренты. Этому тоже есть причина: нужды не было. Огромная страна жадно забирала весь тираж, отрывая от сердца крупные и мелкие партии для зарубежных поставок. Собственно, прямых соперников в 50-е годы у отечественного внедорожника было немного – разве что Willys CJ-3, Land Rover Series I и Toyota BJ. Результатов их прямых сравнительных испытаний с «газиком» нет, но то, что в Индонезию, Ирак, Афганистан, Алжир и Египет поставлялась именно советская машина, говорит о ее сильных сторонах. Известно, что во всех этих странах перед подписанием контракта с ГАЗом на поставку конкретной партии машин профильные организации проводили сравнительные тесты конкурентов

Миф № 3

Не зря прозвали «Козел» 

Что не зря – то не зря. В народе за героем сегодняшнего рассказа прочно закрепилось прозвище «козел», или «козлик». Из-за чего? Основная причина – специфические нюансы подвески и относительно короткая колесная база. На минимальных неровностях и при резких торможениях ГАЗ-69 в самом деле ощутимо раскачивается с носа на корму – козлит. Дело в том, что примитивные рычажные амортизаторы не успевали демпфировать клевки кузова, да и короткая база не способствует его стабилизации относительно дороги. Даже немного покатавшись по пересеченной местности и разбитым проселкам, я здорово утомился от этого характерного явления.

Миф № 4

Создавался для вояк и в основном им и доставался

Так и есть. Действительно, основная задача нового внедорожника в 50-х – это служба в вооруженных силах. Все испытания, начиная с заводских и заканчивая государственными и ведомственными, автомобиль проходил с армейскими прицепами (серийный 500-килограммовый бортовой ГАЗ-704, полевая кухня и пр.) либо с малыми артиллерийскими системами – полевыми пушками. Базовый грузопассажирский ГАЗ-69 (двухдверный) использовался именно как тягач. Или как машина для транспортировки личного состава (кроме двух передних седоков, на продольных лавках сзади размещались шесть солдат). Четырехдверный ГАЗ-69А использовался как командирский или связной автомобиль.

Миф № 5

Брезентовая крыша – ужасная вещь

А вот это кому как! Утверждение достаточно спорное, потому что не учитывает всех ее особенностей. Важно понимать, что большинство модификаций ГАЗ-69 получили мягкую крышу в связи с тем, что они рассчитывались на службу в армии (все гражданские машины в случае боевых действий мобилизовались), ведь с откинутым лобовым стеклом и снятым тентом внедорожник становится ощутимо ниже, а, значит, и менее заметным.

Миф № 6

Умел прыгать с парашютом

И не только! Действительно, ГАЗ-69 профессионально летал, прыгал с парашютом и даже плавал. Но обо всем по порядку. Благодаря малой высоте при сложенной крыше и в целом компактных габаритах "вездеходик" отлично помещался в транспортные самолеты и вертолеты. Так, грузовой отсек небольшого вертолета Ми-4 был рассчитан именно на перевозку этого внедорожника.

Для десантирования с парашютом с машины удалялись выступающие детали (запасное колесо, бамперы), автомобиль погружался на специальную платформу и в автоматическом режиме приземлялся на любой тип поверхности.

Что касается плавающей модификации, то на базе ГАЗ-69 для нужд инженерных войск был сконструирован плавающий транспортер ГАЗ-46, более известный как МАВ (малый автомобиль водоплавающий). Амфибия выпускалась всего пять лет (с 1953 по 1958 годы). Производство прекратили отчасти из-за того, что выпуск основной модели – ГАЗ-69 – перевели в Ульяновск, а производственная база УАЗа не была готова к сборке технологически более сложного транспортного средства.

Миф № 7

Можно отремонтировать даже на Северном полюсе

А почему бы и нет? ГАЗ-69 изначально рассчитывался на эксплуатацию вдалеке от авторемонтных мастерских, поэтому в его конструкцию умышленно не вводили сложных узлов и агрегатов. Большинство технических операций по обслуживанию авто могли выполняться в условиях, близких к полевым – в машинно-тракторных станциях, примитивно оборудованных гаражах и так далее.

Простота и неприхотливость были одним из главных пунктов техзадания по ГАЗ-69. Отсюда, к примеру, тот факт, что на начало 1950-х годов ГАЗ-69 был единственным отечественным автомобилем, в конструкции которого отсутствовали крупные узлы и агрегаты, ранее не освоенные промышленностью для других моделей. Мотор, трансмиссия, тормоза, детали подвески во многом были унифицированы с другими машинами. Делалось это для того, чтобы лишить конструкцию недостатков и детских болезней, упростить обслуживание нового внедорожника и его снабжение запчастями.

Следующая новость
Предыдущая новость

Билеты на самолет в Крым на Новый год в два раза дороже, чем на поезд Взлет разрешен — выставка NAIS открывается завтра! Конференция «Туризм в России: курс на регионы» состоится 21 апреля в Москве Lufthansa и Swiss пробуют новый способ посадки в самолет «Горки Город» отметит пятилетие Олимпиады

Лента публикаций