Из пластиковой тары Артем Беломестнов плитку больше не делает. Перешел на целлофановые пакеты и упаковочную пленку. Плитка стала на два сантиметра тоньше, вдвое легче и главное, крепче.
Упаковку ему приносят односельчане. На сдаче целлофана и полиэтилена можно немного заработать.
Виктор Елисеев, житель с. Петропавловка: "По мере накопления дома, я просто приношу сюда. Я не засоряю атмосферу, природу берегу и приношу определенную пользу".
Улучшенная плитка теперь может быть не только черной, но и коричневой, синей, зеленой и даже белой – как пожелают заказчики. Правда, их у Артема мало. Большинству жителей Петропавловки его покрытие по 500 рублей за метр не по карману. Рекламу предприниматель не дает ни на что. Были заказы от улан-удэнского авиазавода, районной администрации и нескольких частных компаний. Главную площадь в селе выложили плиткой, сделанной Артемом. Но регулярного сбыта он так и не наладил: торговым сетям не нравится цена его продукции.
Артем Беломестнов, предприниматель: "У меня стоит 500-550 за квадратный метр, а они мне обозначили 400-450 рублей, не выше. А свои цены ставят потом 700-800 рублей за квадратный метр. Соответственно люди ее вообще брать не будут!"
Без постоянных продаж Артем не может расплатиться по кредиту в два с половиной миллиона, которые брал на оснащение цеха. Он попросил помощи в региональном министерстве промышленности. Чиновники рекомендовали подать заявку на субсидию для начинающих предпринимателей – им возмещают половину затрат на оборудование. Но получить деньги могут только те, у кого нет просроченных платежей. Узнав об этом, Артем собирать документы не стал. Тогда ему предложили пройти бесплатное бизнес-обучение.
Екатерина Кочетова, заместитель министра промышленности и торговли Республики Бурятия: "Есть обучающие семинары, как именно позиционировать свой товар на рынке, как продать, где найти. То есть, поучаствовав в таких курсах, перестраивается формат предпринимателя. Я понимаю, что он может быть очень хороший технолог, но он не экономист, не контрактный управляющий, не знает куда зайти, с чего начать".
Артем говорит, ему не нужны навыки по продвижению. Он рассчитывал, что региональные чиновники заинтересуются его производством качественного покрытия из вредных для экологии отходов. В прошлом году он переработал восемь тонн полиэтилена. Может переработать в пять раз больше. Но банк уже подал против Артема судебный иск. И предприниматель не исключает, что ему придется продать оборудование, чтобы погасить задолженность, а после – свернуть бизнес.
В России компании и жители страны ежегодно покупают почти два миллиона тонн изделий из пластика. Больше половины из них, такие как пакеты и бутылки – с коротким сроком службы и очень быстро превращаются в отходы – это более миллиона тонн ежегодно. При этом предприятия перерабатывают всего лишь 200 тысяч тонн полиэтилена в год. Остальные 900 тысяч тонн отправляются на свалки.