Часто ли вы замечаете за собой, что стали хуже запоминать новую информацию? Этому способствуют два ключевых фактора. Первый – естественные процессы организма. Отделы мозга, отвечающие за восприятие и память с годами ослабевают, если их не тренировать. Стихотворение из 10 строф дается в семь лет куда проще, чем в 32 года. Второй – это бич современности «клиповое мышление». Постоянная смена картинок, диалоги в чатах и череда новостных заголовков – то, с чем наш мозг имеет дело каждый день. Все это дарит эмоции, но снижает продуктивность. Однако каждый из нас может сохранять умение запоминать и анализировать новые сведения. Для этого используйте наши рекомендации.
Говорить о спорте в нашем блоге стало уже доброй традицией. Но ничего не поделаешь: физические нагрузки – это находка для мозга. Ученые доказали, что даже 15 минут тренировок в день стимулируют работу всех отделов этой части нашего организма. Также спорт вызывает выброс эндорфина, повышая наше настроение. Немного фитнеса каждый день будет держать мозг в тонусе. Также занятия помогут взбодриться даже в тех случаях, когда не хочется ничего учить.
Наглядное восприятие подходит большинству людей, но не всем. Если вам легче запоминать информацию на слух, то учитывайте это в своем обучении. Нередко в интернете можно найти аудиолекции. Не пожалейте времени на поиск знаний в удобном для вас формате – оно окупится.
Страх сорванного дэдлайна или отчисления из института рождают нерв, который иногда так нужен человеку, чтобы приступить к работе или учебе. Бывает и так, что в последний момент все получается как нельзя лучше. Но поможет ли это правило качественно усвоить новую информацию? Здесь снова имеет место «временная» информация, которая нужна только для сдачи экзамена, но не помогает в будущем. Американский психолог Гарри Стук Салливан утверждал и доказывал опытным путем, что тревога сужает восприятие и ослабляет память. Приступая к усвоению новых знаний, постарайтесь себя успокоить и не думать о том, что будет, если не удастся все выучить – чувство страха только отнимет время.
Нам нужны выходные, в которые мы не должны заниматься учебой или работой, даже если мы это очень любим. Человеку необходимо разгружаться и получать новые эмоции как минимум ради того, чтобы улучшать свою продуктивность. Все это помогает по-новому посмотреть на то, что мы уже изучили и сделать свежие выводы. Эти заключения ни за что не придут нам в уставшую голову.
И в продолжение приятной темы отдыха – сон. При постоянном недосыпе ухудшается не только наше настроение, но и долгосрочная память. Итальянский исследователь Томмасо Феллин доказал, что во время сна расходуется вещество аденозин, которое подавляет нейроны, помогающие коре головного мозга. Да, бессонные дни и ночи перед экзаменом творят чудеса, но много ли мы помним из того, что занесли в наш жесткий диск? Все данные остаются в тех самых чертогах разума, и их сложно достать без специальных навыков.
Автор материалистического учения о высшей нервной деятельности Иван Павлов посвятил немало трудов этой теме. Он разработал метод условных рефлексов и доказал, что в основе психологической деятельности лежит физиологическая активность участков головного мозга. Во время умственной работы занята одна, во время другого занятия она отдыхает, потому что активна другая. Интенсивную мозговую деятельность лучше всего разбавлять рукоделием или жонглированием.
Попробуйте сделать так, чтобы информация не оставалась в вашем мозгу обособленно. Включите ее в ваше представление реальности, примените какие-то теории на практике, впустите ее в свою жизнь. Лучше всего это можно объяснить на примере законов химии и физики. Помните, как в школе учителя рассказывали нам о том, что вся наша жизнь – это основы их предмета и расписывали это на примерах. Возможно, именно поэтому мы до сих пор помним о Законе падающего бутерброда?
Попробуйте на себе понравившийся метод и пишите в комментариях, что из этого вышло!