Общероссийское объединение пассажиров обратилось в Минэкономразвития с просьбой создать «черные списки» туристов. При этом, как написали некоторые СМИ, на данный момент перевозчики не знают, кто именно летит на чартерных рейсах, зафрахтованных туроператорами, а значит ранее попавший в «черный список» авиакомпании пассажир может без проблем приобрести билет через туристическую компанию. Впрочем, экспертов такое заявление, мягко говоря, удивило: по их словам, ситуация, когда перевозчик не имеет на руках полного списка пассажиров как регулярного, так и чартерного рейса, просто невозможна.
Как написала «Российская Газета», на данный момент «дебошир, попавший в „черный список“ авиакомпании, все равно может полететь на ее самолете, а билет ему купит туроператор». Помимо этого издание отмечает, что турфирма «может выкупать блоки мест как на регулярных, так и на чартерных рейсах. И авиакомпании не отследить, кто именно покупает билет. Турфирма может обеспечить своих клиентов посадочными квитанциями, талонами, и пассажир из „черного списка“ опять полетит».
В свою очередь в письме, направленном Максиму Орешкину, говорится: «Объединение пассажиров обращает внимание на правовые пробелы в туристической сфере, которая входит в перечень курируемых вами направлений, так как у туристических компаний, осуществляющих перевозку пассажиров в чартерах, отсутствуют „черные списки“ дебоширов». На этом фоне председатель объединения Илья Зотов просит министра рассмотреть возможность разработки комплексных мер по защите прав туристов в авиасообщении, приняв рекомендации для туристических агентств, введения «черных списков» на чартерных рейсах».
Такое заявление поставило опрошенных корреспондентом TRN экспертов в тупик. Во-первых, как подчеркнул один из собеседников нашего портала, билеты на чартерные и регулярные рейсы абсолютно равнозначны, поскольку — это договор на авиационную перевозку между пассажиром и авиакомпанией. «Ни один человек не может попасть на борт самолета без маршрутной квитанции, которая является бланком строгой отчетности. На чартерные рейсы, согласно закону РФ в рамках турпакетов туристы должны получать не позднее, чем за 18 часов накануне вылета. То есть, грубо говоря, за 24 часа до вылета авиакомпания знает все списки пассажиров» , — сказал он.
При этом, признаки, по которым вычисляют нарушителей — это номер паспорта, дата рождения и ФИО. И тут не совсем понятно, какое отношение к ведению «черных списков» имеют туристические агентства.
Во-вторых, черные списки не являются для авиакомпаний обязательными — перевозчики сами принимают решения создавать их или нет. Сейчас их «активно используют» лишь «Аэрофлот» и «Сибирь». То есть логичнее с этим вопросом обратиться к самим авиакомпаниям, но никак не к турфирмам.
«Турфирма, которая является аккредитованным агентом авиакомпании, и так несет серьезную финансовую ответственность за продажу билета пассажиру из „черного списка“ перевозчика. Неважно является рейс чартерным или регулярным. То есть в любом случае такого пассажира на борт не допустят. „Черный список“ распространяется на всех, но не все авиакомпании его применяют. Поэтому здесь разумнее обращаться к перевозчикам, чтобы они поддержали эту практику. Люди, которые составляли это письмо, совершенно не разбираются в текущей ситуации», — добавил один из авиаэкспертов.