Кто доминирует сегодня на рынке ОТА? Как деятельность онлайн travel агентств влияет на гостиничный сектор, что ждет этот сегмент, и как распределяются силы между участниками отрасли? На эти и другие актуальные вопросы постарались ответить составители нового исследования европейского гостиничного рынка, инициированного Европейским Институтом туризма и Ассоциацией Hotrec.
По данным исследования, охватывающего результаты 2017 года, в отрасли лидировали три основных участника рынка OTA. В том числе Holding (Booking.com), Expedia Group и HRS. Совокупная доля этих игроков на рынке составляет 92%. Причем, такой расклад будет, скорее всего, актуален и в ближайшие 2 года.
Booking.com является самым влиятельным OTA, доля которого составляет 66,4%. При этом преобладание Booking.com за последние 4 года увеличилось более чем на 6% (т. е. с 60% до 66,4%).
Expedia почти сохранила свою рыночную долю за последние два года: 16,8% в 2015 году и 16,6% в 2017 году.
В то же время HRS потерял долю на рынке: в прошлом году она составляла 9% по сравнению с 16,6% в 2013 году.
Исследование показывает, что в период с 2013 по 2017 годы зависимость отелей от ОТА возросла, а доля прямых заказов на сайтах объектов размещения снизилась в Европе более чем на 4 процентных пункта — от 57,6% в 2013 году до 52% в 2017 году (общие результаты, включая данные гостиничных сетей).
Доля ОТА в бронировании номеров отелей за последние 4 года увеличилась более чем на 6% — то есть с 19,7% до 26%.
Насколько же велика сегодня зависимости отелей от ОТА? По данным исследования, особенно подвержены зависимости небольшие гостиничные объекты (20 и менее номеров), а это 29,3% европейского рынка.
Гостиничные холдинги (22,5%) значительно меньше зависят от OTA, чем отдельные отели. Тем не менее, общая зависимость отрасли увеличилась в период с 2013 по 2017 годы. Эти касается и небольших отелей, и крупных гостиниц, и отелей-бутиков и известных международных брендов.
Что же касается некоторых аспектов отношений отелей с ОТА, большинство отельеров (50%) испытывают определенное давление со стороны систем бронирования, поскольку вынуждены принимать их условия (например, в отношении политики отмены брони, специальных скидок).
При возникновении споров с ОТА 6 из 10 отелей или 70% считают, что нет справедливого и эффективного решения разногласий. Опять же, небольшие и независимые отели имеют больше проблем с разрешением споров, чем крупные отели и сети.