Возникшие во втором чтении поправки в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» фактически ставят рынок в условия, когда любая «перестраховочная» рекомендация чиновников по ситуации в любой зарубежной стране приведет к массовым 100% возвратам купленных туров, передаёт АТОР.
ОЖИДАЕМЫЕ ПОПРАВКИ
15 мая на заседании Госдумы во втором чтении были приняты поправки в отраслевой закон. Информация о дате слушаний была давно опубликована на сайте Госдумы и второе одобрение законопроекта на прошедшем заседании было очевидно и никого не удивило.
Хотя текст законопроекта после первого чтения претерпел изменения. Некоторые из них, и весьма важные, почему-то не были замечены широкой профессиональной общественностью, но об этом — далее.
Кратко напомним основные изменения, которые были неоднократно обсуждены рынком:
— исключение обязанности для турагентов выдавать туристам доверенность на заключение договора о реализации туристского продукта от имени туроператора;
— небольшое послабление в требованиях к должностным лицам туроператора;
— порядок освобождения от финансовой гарантии для туроператоров, работающих в нескольких сферах деятельности и сформировавших фонд персональной ответственности в максимальном размере, а также установление даты наступления страхового случая для страховщика (гаранта) туроператора в случае остановки деятельности туроператора;
Здесь появляется отдельная статья, посвященная сроку освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора, и порядку его продления.
Согласно тексту поправок, закон теперь дополнится нормой, согласно которой, если туроператор работает и в выездном, и внутреннем (или въездном) туризме, то финобеспечение за внутренний или въездной туризм ему все равно придется оформлять — даже несмотря на максимальный размер фонда по туризму выездному.
СПОРЫ О ВОЗМОЖНОСТИ ОТКАЗА «ТУРПОМОЩИ» ОТ ЭВАКУАЦИИ
Надо отметить, что примерно 70% всех вносимым законопроектом изменений связаны именно с «Турпомощью». Изменилось понятие «экстренная помощь», детально прописан порядок размещения объединением средств фондов, уплаты налогов за эти процедуры и конечно, административно-управленческих расходы «Турпомощи», связанные с ведением учета средств фондов персональной ответственности туроператоров.
Больше всего вопросов вызывает якобы «подаренная» «Турпомощи» возможность отказать туристам в оказании экстренной помощи, если туроператор официально не заявит в объединение о невозможности продолжать деятельность. Основания для тревог есть — напомним, такие претензии к объединению уже звучали в прошлом году, когда «Турпомощь» отказала в вывозе туристам TedTravel — при этом никакие поправки в закон ей для этого не понадобились.
Надо отметить, что решения об оказании/отказе в экстренной помощи в «Турпомощи» принимаются наблюдательным советом, в который входят и федеральные чиновники, и представители туроператорских компаний, которые также разделяют ответственность за принятые или не принятые решения.
Действующая норма закона указывает, что порядок и условия возмещения ущерба из средств фондов устанавливаются Правительством РФ и остается надеяться, что в эти документы будут внесены изменения, исключающие пренебрежение должностными лицами объединения целями, ради которых оно было создано.
ТО, ЧТО НЕ БЫЛО ЗАМЕЧЕНО: «РЕКОМЕНДАЦИЙ» ДЛЯ 100% ВОЗВРАТА БУДЕТ ДОСТАТОЧНО
Однако за спорами о «Турпомощи» рынок не заметил, пожалуй, самого существенного изменения, которого не было в тексте законопроекта, принятого в первом чтении.
Речь идет о поправках в ст.14 «Обеспечение безопасности туризма». Если в текущей редакции закона наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания угрозы жизни и/или здоровью туристов, должно было подтверждаться решениями федеральных органов, то по версии принятого 15 мая во втором чтении законопроекта, все меняется.
Так, теперь для установления таких «обстоятельств» может быть достаточно и рекомендаций уполномоченных госорганов. Часть четвертая статьи 14 теперь звучит так:
«Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами», передаёт АТОР.
С учетом того, какие споры уже возникали по «решениям» уполномоченного федерального органа в сфере туризма, его «рекомендации» в части безопасности туризма могут привести к существенным убыткам туроператоров, особенно, если действительной угрозы туристам нет, а речь пойдет только о перестраховке чиновников — например, вследствие нагнетаемой «медийной паники».
Таким образом, если слово «рекомендациями» в скобках все же останется в тексте закона, ситуация, когда вдруг соцсети и центральное ТВ «обнаружат» со слов нескольких очевидцев на каком-то зарубежном курорте «угрозу эпидемии энтеровируса», а «уполномоченный орган» решит успокоить общественность, приведет к значительным убыткам туристичсеких компаний.
В этом случае даже «рекомендация воздержаться от поездок» будет означать для туроператоров необходимость расторгать договор с испугавшимся (вулкана, болезни, митингов и пр.) туристом с обязательным 100% возвратом полной стоимости тура.
К чему это может привести в условиях медийно раздуваемой паники — вполне понятно. И это не может не беспокоить профессионалов туриндустрии — на рынке появляется довольно волюнтаристский инструмент манипуляции спросом и турпотоками, который, в случае применения, может грозить существенными, прямыми и косвенными, убытками турбизнесу и всей отрасли организованного туризма в России.