04.03.2018 13:00
Может быть это связано с тем, что в Консерватории работали и концертировали великие музыканты. А с помощью музыки человек разговаривает с Богом!
Над памятником Чайковского работала скульптор Вера Игнатьевна Мухина. В 1945 г. она получила заказ на эту работу. Первый вариант памятника изображал Петра Ильича, который стоит и дирижирует воображаемым оркестром. От такого решения пришлось отказаться. Для его воплощения требовался не маленький городской сквер, а более масштабные пространства. Второй вариант изображал композитора, сидящего в кресле перед пюпитром с нотами. Рядом с ним располагалась фигура мальчика-пастушка, играющего на флейте. Мальчик должен был символизировать любовь Чайковского к народному творчеству. Этот вариант тоже был резко раскритикован. Мухину критиковали за неестественную, напряженную позу композитора. Пастушка тоже просили убрать, чтобы не вызывать намеков на гомосексуальность Чайковского. Вера Игнатьевна предлагала мальчика заменить фигурой крестьянина, но и это было отвергнуто. Вместо человеческих фигур была выполнена драпировка, имитирующая театральный занавес.
Установка памятника Чайковского в Москве затянулась надолго. В 1945 г. проект памятника не был принят. Только в 1947 г. второй вариант был утвержден. Но устанавливать его не спешили, хотя памятник был отлит в граните. Вера Мухина неоднократно обращалась в правительство с просьбой ускорить процесс. Три раза она писала Сталину. В это время Вера Игнатьевна была уже тяжело больна. Она писала Молотову, напоминая ему про скульптуру "Рабочий и колхозница", которая тоже вызывала бурные споры, но сейчас без нее невозможно представить Москву. Мухина говорила, что в прошлый раз ей поверили, и просила поверить и сейчас.
Памятник Чайковскому достоин Москвы!
утверждала она.
До открытия памятника Мухина не дожила. Она умерла в 1953 г., а памятник был поставлен в 1954 г. Его дорабатывали ученицы Веры Игнатьевны Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова. Авторами пьедестала были архитекторы Д. Б. Савицкий и А. А. Заварзин.
На памятнике Чайковский изображен в процессе сочинения музыки. В правой руке он держит карандаш и записывает слышимую только ему мелодию. Левая рука его поднята, будто он отсчитывает ритм. У памятника расположены мраморная скамья и бронзовая решетка. Какие ноты на памятнике Чайковскому в Москве? Это просто хаотический набор или музыка композитора? Решетка сделана в виде нотного стана, на котором написаны ноты произведений Петра Ильича. На решетке также присутствуют инициалы композитора и даты его жизни. Края решетки украшены арфами с драпировкой.
На постаменте написано: "Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому". На решетке приведены первые фрагменты из его произведений, таких как "Первый квартет", "Скрипичный концерт", "Евгений Онегин", "Лебединое озеро", "Шестая патетическая симфония", романс "День ли царит".
Старые москвичи вспоминают, что сразу после открытия памятника из надписи "Чайковскому" исчезла буква "О". Некоторое время ее не было, но потом она появилась. Все буквы надписи были латунного цвета, а новая буква сияла золотом. Это выглядело безобразно, как неуместное пятно. Студенты решили это исправить и закрасили эту букву размешав в клее бронзовый порошок. Лишь через много лет эту закрашенную букву заменили.
Студенты Московской консерватории называют свою альма-матер Консерваторией трех Ильичей. Потому что она дважды Ордена Владимира Ильича Ленина и имени Петра Ильича Чайковского. Сразу после открытия памятника студенты развлекались, переставляя ноты на ограде, создавая мелодии вроде "Собачьего вальса". Сторожу консерватории дали бумажку с правильным расположением нот, и бедняга каждое утро проверял, чтобы все было правильно.
Когда в 2007 г. памятник Петру Ильичу реставрировали, заметили, что из руки композитора пропал карандаш, а из решетки исчезли ноты. Это связано со студенческим поверьем, что такая нота принесет удачу в учебе и в музыкальной карьере. Памятник вместе с окружающей его оградой сверху напоминает музыкальный знак - фермату. Фермата для музыкантов - это знак задержки, который позволяет увеличить время звучания ноты. Может быть ,этот знак заставляет прохожих замедлить шаг и остановиться перед памятником.
В одной из телевикторин в свое время был задан вопрос: "Какая песня на памятнике Чайковскому в Москве?". И были приведены варианты ответов. Правильный ответ - это песня "Сидел Ваня на диване". Эта песня включена в состав "Первого струнного квартета" композитора. Петр Ильич услышал ее в 1896 г. в Каменке от плотника из Калужской губернии. Первый струнный концерт был первым сочинением Чайковского, прозвучавшим в Европе. Он пользовался успехом и в России, и за границей. Успеху способствовала тема народной песни, прозвучавшей во второй части квартета Andante cantabile. Сейчас эту песню можно услышать на эстраде в исполнении Пелагеи. Квартет же исполняется лучшими музыкантами мира.
Памятник не всеми был воспринят хорошо. Его называли первым сидящим дирижером. Москвичи шутили, что жест руки, напоминает реакцию на резкую остановку трамвая. Говорили, что он излишне театрален и слащав. К. Паустовкий в своей книге "Золотая роза" писал, что это клише, типа "святое вдохновенье осеняет", звуки обязательно "чарующие" и т. п. Вдохновение не выражается таким образом. Это прежде всего напряжение и работа. Но большинство москвичей его полюбили.
Памятник Чайковскому в Москве, надпись на пьедестале и ноты на ограде привлекают множество любителей музыки и туристов.
Источник