Чаще всего мы видим себя в зеркале, где лицо отражается слева направо. Поэтому на снимках, где изображение считывается верно, не всегда себе нравимся. (О том, почему еще изображение в зеркале отличается от фотографии, «Моя Планета» писала ранее.)
В 2012 году Келси Блэкберн и Джеймс Ширилло, преподаватели американского университета Уэйк-Форест, попросили 37 студентов оценить фотографии десяти мужчин и женщин. Каждый снимок был представлен в двух вариантах: оригинальном и «отраженном». Исследование показало, что левая сторона лица, как правило, считается привлекательнее правой. При этом ученые опирались не только на слова студентов, но и на реакцию зрачков, размер которых увеличивается, когда мы смотрим на приятные изображения.
Портрет незнакомки. И. Н. Крамской. 1883 год
Аналогичный результат получила компания Face Research Lab, проводившая в том же году исследование для Nikon Coolpix. Более того, был сделан еще один интересный вывод: большинство из нас ошибается в выборе ракурса. Компания опросила 100 человек, чтобы выяснить, какую сторону своего лица они считают привлекательнее. А потом сфотографировала моделей с обеих сторон и попросила судей оценить. Наиболее выгодный для себя ракурс правильно назвали лишь 36% женщин. Да, им снова оказалась левая сторона лица.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Портрет незнакомки» Крамского, «Кружевница» Тропинина, «Девочка с персиками» Серова... Несмотря на то что некоторые люди предпочитают фотографироваться справа, на многих портретах известных художников модели повернуты левой стороной. Почему? «Моя Планета» спросила экспертов.
Мария Неверова, художник: «Все красивые лица асимметричны»
Обычно, когда художник пишет модель, он не руководствуется тем, какую сторону выбрать — это происходит скорее бессознательно. У него другие критерии. Например, важно, откуда падает свет. Портреты лучше всего делать днем в немного пасмурную погоду, когда нет слишком ярких желтоватых пятен на самых освещенных участках лица, а тени размытые и прозрачные. А чтобы избежать резких теней под глазами и носом, надо повернуться лицом к источнику света.
Мария провела творческий эксперимент, совместив в фотошопе сначала только левые половинки собственного лица (слева), а затем только правые. Получились два разных человека!
Обычно художники не стремятся показать идеал. В нашей среде даже есть утверждение, что все красивые лица асимметричны. Мне кажется, это потому, что для творцов красота должна быть живой, настоящей. Когда же два объекта полностью идентичны, возникает смутная тревога. Посмотрите на портреты, сконструированные только из правых или, наоборот, левых половинок одного и того же лица. Полное ощущение, что здесь что-то не так.
Ольга Никишова, фотограф, выпускница Британской высшей школы дизайна, участница выставок и биеннале современного искусства: «”Мона Лиза” Леонардо да Винчи — отличный пример того, как работает золотая спираль»
В теории композиции есть такое эстетическое понятие, как S-образная линия, или «линия красоты». Эта волнообразная линия привносит в изображение особое изящество. Ее свойства отмечали еще Микеланджело и Леонардо да Винчи. S-образный изгиб передается границами или очертаниями изображенного предмета и всегда воспринимается эмоционально. Он воплощает течение жизни, в то же время являясь средством уравновешивания и создания пропорций. На крупных портретах линия читается в повороте головы и постановке плеча, и часто оказывается, что с левой стороны ее проще передать.
Числа Фибоначчи в искусстве
Известны также числа Фибоначчи — элементы последовательности, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Они названы в честь средневекового математика Леонардо Пизанского, известного как Фибоначчи. Отражением этих чисел стала золотая спираль — последовательность соединенных четвертей окружностей, вписанных внутри квадратов со сторонами, равными числам Фибоначчи. Проще говоря, если обозначить точками или линиями основные элементы в картине и поделить полотно на прямоугольники, можно заметить: обычно фигуры размещены таким образом, что основные контрасты и элементы находятся на гранях прямоугольника. Кстати, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи — отличный пример того, как работает золотая спираль.
Так как мы считываем любое изображение слева направо, логично, когда золотая спираль идет из левого нижнего угла. Далее она закругляется на плече, огибает лицо, в результате чего получается гармоничная композиция.
Анастасия Мордкович, клинический психолог: «Мы склонны поворачиваться той стороной, которая лучше видит»
Выбор художников и фотографов обусловлен минимум двумя причинами. Во-первых, левая половина лица кажется нам более динамичной от того, что управляется правым полушарием. Помните миф, что левое полушарие отвечает за логику, а правое — за эмоции? На самом деле все намного сложнее, но некоторые пытаются таким образом лучше передать характер модели.
Во-вторых, левая сторона лица зачастую на самом деле более фотогенична, чем правая. Замечали, что на правой чаще бывают шрамы и обычно там больше морщин? Считается, что, если человек правша, в жизни больше задействована его правая сторона лица. Самый банальный пример: он чаще опирается на руку правой щекой, чем левой.
Мы склонны скрывать недостатки
Есть свои причины и у моделей. Прежде всего большинство людей является правшами. А механика тела делает наиболее удобным левый разворот. Более того, ведущими являются не только руки, но и глаза. И чаще всего им оказывается левый. А мы склонны поворачиваться той стороной, которая лучше видит. Наконец, с точки зрения психологии мы чаще видим себя справа. Поэтому, если у человека есть внутренние конфликты, восприятие недовольного «я» направлено на правую сторону. Неудивительно, что запечатлеть хочется левую, хорошую.