Самым известным фактом прорыва немецких кораблей в Атлантику, несомненно, является поход линкора "Бисмарк" и тяж.кр. "Принц Ойген". Однако, до этого события немцами были успешно проведены три операции по переходу кораблей по вражеским водам в Атлантику, которые, обычно, остаются в тени грандиозного похода Бисмарка. Про первые две операции сегодня и пойдет речь.
Данный пост не пропагандирует идеи нацизма и прочие идеологии, а все фотографии с нацистской символикой носят исключительно ознакомительный характер.
Карманный линкор "Адмирал Шеер".
В последний раз немецкие рейдеры были в Атлантике в начале войны. Тогда это закончилось не слишком удачным походом карманного линкора "Дойчланд" и потерей однотипного "Адмирала граф Шпее". Теперь, спустя год, в октябре 1940 года командование Кригсмарине решило возобновить операции крупных кораблей на коммуникации в Атлантике. И тому были благоприятные причины.
Во-первых, после падения Франции, Германия получила базы на западном побережье Европы с прямым выходом в Атлантику. Как и подлодкам, кораблям не придется огибать Англию, тратя топливо и время, а главное, в отличие от подлодок, кораблю остаться незаметным было на порядок сложнее. И если прорыв в Атлантику был бы удачным, не было гарантий, что возвращение обратно в Германию будет также успешным, тем более, что за кораблем уже будет охота. Теперь, задачей стал прорыв кораблей к этим базам.
Во-вторых, вступление Италии в войну перенесло основную тяжесть войны на море в Средиземное море, и англичанам пришлось перебрасывать силы туда, ослабив Home fleet.
"Адмирал Шеер"
23 октября 1940 года "Адмирал Шеер", под командованием Теодора Кранке вышел из Готенхавена к берегам Норвегии, а уже 28-го сумел пройти Датским проливом в Атлантику. Главной целью похода стала атака конвоя HX-84, о выходе из Галифакса которого сообщила служба радиоперехвата B-Dienst. 5 ноября "Шеер" встретил одиночное судно «Мопан» и потопил его. Вскоре, он обнаружил и сам конвой. Как я уже писал ранее, английские эсминцы не могли обеспечить защиту конвоев на всем пути, и присоединялись только на подходе к Англии. И теперь, охрану HX-84 обеспечивал лишь вспомогательный крейсер «Джервис-Бэй» - бывший пассажирский лайнер, вооруженный 6-ю устаревшими пушками. Его капитан Ю.С.Ф. Феджин без колебаний принял бой. Спустя час, предсказуемо, «Джервис-Бэй» был потоплен, однако его героическое сопротивление дало время, что бы конвой смог рассредоточиться. В итоге, из 37 судов, "Шеер" потопил только 5. Наконец-то узнав о том, что немецкий рейдер уже в Атлантике, Адмиралтейство немедленно выслало на перехват свои силы, однако Кранке ушел на юг Атлантики.
Теодор Кранке
На параллели Кейптауна "Адмирал Шеер" встретился с танкером «Нордмарк». Там же он и встретил новый 1941 год. Два месяца Кранке ничем себя не проявлял, однако в начале февраля он обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. "Шеер" снова объявил о себе, потопив несколько судов севернее Мадагаскара. 22 февраля он был обнаружен самолетом с легкого крейсера "Глазго". Но крейсер не смог удержать контакт, и "Шеер" ушел в Южную Атлантику, а затем направился домой. 27 марта он снова прошел Датским проливом и благополучно пришел в Киль 1 апреля 1941 года. Такая легкость возвращения объяснялась тем, что в это время немцами проводилась операция "Берлин" - прорыв "Гнейзенау" и "Шарнхорста" в Атлантику (об этом позже), и Home fleet занимался их поисками. Всего "Адмирал Шеер" потопил 16 судов водоизмещением 99000 тонн и вспомогательный крейсер «Джервис Бей». За эту операцию Теодор Кранке получил Рыцарский крест и звание гросс-адмирала.
Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер".
Следующим кораблем, вышедшим из Германии в Атлантику в конце ноября 1940, стал тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер". Операция получила название "Nordseetour" (Нордзеетур). Заправившись у берегов Норвегии, 6 декабря он миновал проходной двор Датский пролив и вышел в Северную Атлантику. Однако вплоть до 24 числа поиск конвоев не увенчался успехом, при этом крейсер пополнял запасы топлива от танкеров южнее Гренландии. Наконец, в Рождество, он обнаружил войсковой конвой WS-5A, с сильным охранением. Попытавшись атаковать его, он натолкнулся на сопротивление авианосца "Фьюриес", тяжелого крейсера "Бервик" и легких крейсеров «Бонавенчур» и «Дьюнедин». Добившись лишь легких повреждений "Бервика" и двух транспортов, "Хиппер" поспешно отступил.
Продолжению операции помешала неисправность с энергетической установкой, и было решено идти в Брест. По пути "Хиппер" встретил транспорт "Юмна", который и стал единственной жертвой тяжелого крейсера. 27 декабря он благополучно пришел в Брест.
"Адмирал Хиппер" стал первым немецким тяжелым кораблем, пришедшим во Французские базы.
"Адмирал Хиппер"
Несмотря на такие скромные результаты, выходы тяжелых кораблей в Атлантику вызвали настоящий переполох в Адмиралтействе. Теперь КВМФ пришлось выделять для сопровождения конвоев теперь и тяжелые корабли, опять же изымая их из состава Home fleet, ослабляя и без того скудные силы в Скапа-Флоу, и это на фоне активизации итальянского флота. Конец 1940 года и начало 1941 стал настоящим кризисом для КВМФ. Ведь следом за "Адмиралом Шеером" и "Адмиралом Хиппером" готовились выйти "Шарнхорст" и "Гнейзенау" (мой следующий пост), а тем временем на Балтике уже проходили окончательные испытания "Бисмарк" и "Принц Ойген".