Члены экипажа американского бомбардировщика B-17 осматривают повреждения на своем самолете от огня немецких зениток, полученные после налета на Мюнхен. Аэродром Бэссингбурн (Bassingbourn), Великобритания 06.07.1944
Итальянские военнослужащие изучают советский истребитель ЛаГГ-3, севший на вынужденную посадку. 1942 год.
Причиной аварийно посадки стало попадание в левое крыло. Позже самолет ЛаГГ-3 с двойным бортовым номером 50-4 был выставлен на главную площадь города Сталино (сейчас Донецк).
Самолет пользовался спросом. На него ходили смотреть, и с удовольствием снимались на память, отсылая карточки на просторы Фатерлянда. Благодаря этому, по прошествии многих лет, «сталинский сокол» из Сталино, сделался весьма популярным в среде западных моделистов. До сих пор не известно ни точной даты, когда его сбили, ни места падения, ни имени пилота им управлявшего.
Позже самолет был разобран. еще фото и информация про этот самолет.
Танк Pz.Kpfw. II 35-го танкового полка вермахта (Panzer-Regiment 35), опрокинувшийся с железнодорожной платформы во время погрузки. март-май 1943
На платформах эшелона находятся САУ Marder II и танки Pz.Kpfw. III.
Два немецких танка Pz. Kpfw. V «Пантера» из состава 12-й танковой дивизии СС «Гилерюгенд» (12. SS-Panzer-Division «Hitlerjugend»), подбитые в бельгийской коммуне Кринкельт (Krinkelt). декабрь 1944 года.
Немецкие танки атаковали части американских 99-й и 2-й пехотных дивизий утром 18 декабря 1944 года, но из-за тумана стали легкой добычей гранатометчиков.
Трофейный немецкий бомбардировщик «Арадо» (Arado Ar-234 B-2 Blitz) заводской номер (W Nr 140312) из 76-й бомбардировочной эскадры (KG 76) на аэродроме американской авиабазы Фримен Филд (Freeman Field). июнь 1945
Первый в мире реактивный бомбардировщик и первый реактивный бомбардировщик, участвовавший в боевых действиях.
Впервые в боевых условиях самолёт был применён 2 августа 1944 года. Пилотируемый лейтенантом Эрихом Зоммером разведчик за 1,5 часа сфотографировал весь район высадки войск противника в Нормандии. Пилот совершил три прохода над районом высадки союзников, после чего благополучно приземлился в Жювенкуре. За полтора часа была сфотографирована основная зона позиции, удерживаемая англо-американскими войсками. 380 фотоснимков в течение двух дней обрабатывали 20 человек, после чего был составлен подробный отчет. Почти два месяца до этого немецкое командование находилось в полном неведении о том, что творилось по другую сторону линии фронта; сухопутные войска часто подвергались внезапным ударам. Все попытки даже относительно современных Jul88 и Do217 проникнуть в "запретную зону" приводили лишь к тяжелым потерям. Впоследствии, по результатам полета был сделан фильм, который позволил оценить количество перешедших Ла-Манш войск: 1.5млн солдат и офицеров, 1.5млн тонн различных грузов, примерно треть миллиона автомашин разных типов и т.п.
Использовался люфтваффе с ноября 1944 года в качестве разведчика, а с декабря 1944 года наносил удары по войскам союзников. Одним из самых известных случаев применения Ar 234 стала бомбардировка Ремагенского моста — первого не разрушенного моста через Рейн, захваченного союзниками.
Несмотря на то, что в конце войны из-за нехватки горючего самолёт использовался эпизодически, он оставался очень сложной целью для перехвата благодаря своей высокой скорости. В последние месяцы войны Ar 234 были единственными самолётами-разведчиками, способными действовать в условиях тотального превосходства противника в воздухе, в том числе над территорией Великобритании.
Заводы фирм Arado и испытательный центр с аэродромом оказались в советской зоне оккупации Германии, но исправных, пригодных к полету Ar.234 обнаружено не было. Советские войска захватили не исправный самолет (вышел из строя двигатель) на аэродроме Пютнитц. Самолет удалось восстановить. Всего было выполнено пять полетов с налетом 3 ч 13 мин. Восторженных оценок в Советском Союзе Arado не получил.
Американцы захватили два исправных Arado Ar-234 B-2 Blitz, затем их доставили для исследования в США.
Данная машина является единственной сохранившейся и выставлена в Национальном музее авиации и космонавтики США в Вашингтоне.
Адольф Гитлер у самолета Хейнкель He-111P-2 (бортовой код «CA+NA», заводской номер 2471) «Эскадрильи фюрера» на аэродроме на Восточном фронте. 1942
«Fliegerstaffel des Führers» (F.d.F.) («Эскадрилья фюрера»)
В подразделение самолетов «фюрера» входили самолеты имперской службы безопасности, личные самолеты Гитлера, Гиммлера и Риббентропа. Во главе этого подразделения стоял СС-группенфюрер Баур (личный пилот Гитлера). Каждый самолет стоял в отдельном ангаре, доступ к которым разрешался только по пропускам, выданным лично Бауром. Всевозможные работы могли производиться только в присутствии кого-либо из экипажах, данного самолета. Охрану несли войска «СС» – полк «Великая Германия».
В первые годы все самолеты находились на одном аэродроме. В связи с увеличением опасности с воздуха в 1941 году самолеты были рассредоточены по разным аэродромам. Летный состав комплектовался обществом «Люфтганза», и должен был иметь многолетнюю летную практику и более 1 млн. налетаных километров.
В числе пилотов были известные в Германии летчики - Баур, Дольди (был сбит советским истребителем в 1944 году в районе Лодзи), Шнебеле (в 1942 году был уничтожен партизанами возле Житомира), Бец, Гейн (погиб в аварии в 1941 года на аэродроме города Орла), Фридрих, Хюбнер и Гейзельбрехт.
Ганс Баур (Hans Baur).
Личный пилот Адольфа Гитлера, группенфюрер СС, генерал-лейтенант полиции.
В мае 1926 года стал одним из шести первых пилотов компании 'Deutsche Luft Hansa'. В 1932 году по рекомендации Генриха Гиммлера и Рудольфа Гесса Ганс Баур был назначен личным пилотом фюрера, а в 1934 году также возглавил правительственную эскадрилью, которая подчинялась непосредственно руководству НСДАП и имперскому правительству. В этом качестве Ганс отвечал за подбор самолетов и пилотов для фюрера и его ближайших подчиненных. Всего в ведении Баура находилось 8 самолетов, каждый из которых мог перевозить по 17 пассажиров. В 1936 году в эскадрилье числилось 13 самолётов для обслуживания перелётов руководства рейха. На 1941 год больше 40 самолётов.
В 1939 году Баур пилотировал самолёт, доставивший в Москву на переговоры имперского министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа.
Последний раз полёт с Гитлером совершил в декабре 1944 года при переносе ставки из Растенбурга в Берлин. В начале 1945 года проводил испытания новейшего самолёта Ju.290. В апреле-мае 1945 года во время боёв в Берлине Ганс Баур постоянно находился в бункере Гитлера при Имперской канцелярии. После самоубийства Гитлера он попытался прорваться на Запад, но 2 мая был взят в плен советскими войсками и вывезен в Москву.
В течение пяти следующих лет Баур содержался в Бутырской тюрьме. Личный пилот Гитлера был пленником чрезвычайно ценным; многие даже полагали, что Ганс может что-то знать о местоположении Янтарной Комнаты. 31 мая 1950 года военный трибунал войск МВД Московского округа приговорил его к 25 годам заключения в лагерях. Был направлен в лагерь военнопленных № 388 в Сталиногорске, работал на шахте № 26. Однако 8 октября 1955 был передан Франции. Отсидел там 2 года. Затем вернулся в ФРГ.
В 1971 году он написал мемуары «С властью между небом и землёй» (нем. Mit Mächtigen zwischen Himmel und Erde).
Немецкий полевой аэродром, захваченный американцами. май 1945.
Истребители FW-190 уничтожены немецкими войсками при отступлении. еще фото с аэродрома
Члены экипажа тушат пожар на полетной палубе американского легкого авианосца «Белло Вуд» (Belleau Wood, CVL-24) после атаки камикадзе. 30.10.1944
В кадре палубные торпедоносцы «Эвенджер» (Grumman TBF Avenger).
При патрулировании к востоку от острова Лейте авианосец получил серьезные повреждения от сбитого им же камикадзе. Самолет, пробив полетную палубу в корме, взорвался в ангаре. В результате пожара произошел взрыв боеприпасов. Погибли или пропали без вести 92 члена экипажа.
Ополченец фольксштурма, получивший на вооружение устаревшую 11-мм винтовку Manlicher M1886 австрийского производства. октябрь 1944
Винтовка была принята на вооружение в Австро-Венгрии 20 июня 1886 года с обозначением «Steyr Mannlicher M1886».
Немецкий бронепоезд №1 (Panzerzug 1 / Transportsicherung Zug III./481), сошедший с рельс вследствие подрыва железнодорожного полотна. Нидерланды, май 1940 года.
Panzerzug 1- один из семи бронепоездов, состоявших на вооружении вермахта к маю 1940 г. Бронепоезд не имел тяжёлого вооружения. В день начала Голландской операции, 10 мая 1940 г., двигаясь впереди эшелона с солдатами 481-го пехотного полка вермахта, бронепоезд пересек голландскую границу в районе г. Милль. Продвигаясь по территории противника, через некоторое время был обстрелян опомнившимися голландскими войсками и получил попадание в локомотив.
После окончания аварийного ремонта, командир бронепоезда отдал приказ двигаться в обратном направлении, на соединение с основными силами, не зная, что в районе границы голландцы перехватили железную дорогу и заминировали полотно. Подъезжая к границе, бронепоезд подорвался и сошел с рельс. Ситуацию осложнило то, что по поезду тут же открыли огонь из скрытно занятых голландцами приграничных укреплений (видны на фото). Только в результате серьезных усилий, с привлечением сил Люфтваффе, командованию вермахта удалось спасти экипаж от полного уничтожения.
После окончания боев в Голландии бронепоезд был восстановлен и в 1941 г. принял участие во вторжении в СССР. Нес службу по охране железнодорожных коммуникаций в районе Смоленска и в Белоруссии, участвовал в боях под Вязьмой. 28 ноября 1943 г., очередной раз сошел с рельс, после подрыва пути партизанами, а через несколько дней получил серьезные повреждения от попадания авиабомбой во время налета советской авиации. Вновь был восстановлен и модернизирован, получив артиллерию в виде установленных башен от трофейных танков Т-34. В марте 1944 г., вновь отправлен на Восточный фронт. В июне 1944 г. попал в окружение в Белоруссии, и был подорван экипажем, впоследствии предпринявшим безуспешную попытку прорваться из окружения.
Лайнер «Вильгельм Густлофф» («Wilhelm Gustloff») в Гамбурге.
Во время войны недолго был госпитальным судном, затем стал плавучей казармой для школы подводников. Был приписан к ВМС Германии, нес на борту вооружение для борьбы с воздушными и надводными целями.
Корабль знаменит как объект атаки советской подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско 30 января 1945 года. «Вильгельм Густлофф» затонул, погибли, по официальным данным - 5 348 человек. По современным оценкам на борту должно было находиться 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision), 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев В поздней советской историографии данное событие получило название «Атаки века».
Исследователь катастрофы Гейнц Шён сделал вывод, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. Также на их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.
Wilhelm Gustloff был военным кораблём, на который позволили подняться беженцам. Вся ответственность за их жизнь с того момента, как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота.
Окончательная сборка авиационных двигателей BMW 801 на заводе БМВ (BMW). 1942
Четырнадцатицилиндровый радиальный двухрядный двигатель воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива. Применялся на истребителях FW 190 и ряде других самолетов. Это был самый массовый радиальный двигатель Германии во Второй мировой войне, выпущено более чем 28 000 экземпляров.
Немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель (Ernst Heinkel, 1888—1958) с женой и детьми в саду своей виллы в переулке Ангермайергассе (Angermayergasse) в Вене. октябрь-ноябрь 1943
Вилла была куплена Хейнкелем в 1941 г., у прежних владельцев она была конфискована гестапо. На первом этаже новый владелец разместил конструкторское бюро; утверждается, что это было сделано только для того, чтобы здание получило статус «важного военного объекта» и в него не вселяли людей, квартиры и дома которых были разрушены бомбардировками союзников.
К середине 1930-х годов фирма «Хейнкель» представляла собой мощный авиационный концерн, имеющий своё КБ, серийные заводы, авиационные мастерские и летно-исследовательскую базу. Все новое и передовое в достижениях авиационной науки немедленно воплощалось в конструкциях созданных им самолетов. Фирмой выпускалось более 100 типов самолетов (учебные, пассажирские, разведчики, бомбардировщики, истребители и др.). В 1939 году построил первые опытные реактивные самолеты He 176 (с ракетным двигателем) и Heinkel He 178 (с турбореактивным двигателем Пабста фон Охайна). Двухмоторные бомбардировщики Хейнкеля He 111 широко применялись во второй мировой войне.
В послевоенные годы Э. Хейнкель занимался конструированием мотоциклов, мотороллеров и велосипедов.
Эрнст Хейнкель умер 30 января 1958 года, оставив после себя 154 выполненных конструкций самолётов и 13 самолётных катапульт, а также пять реактивных самолётов.
Бойцы британского управления специальных операций (Special Operations Executive; SOE) отрабатывают захват в плен вестовых немецкой армии.
Британская разведывательная служба времён Второй мировой войны, де-факто подразделение специального назначения. Учреждена приказом Кабинета министров Великобритании от 22 июля 1940 года и лично решением министра экономической войны Хью Дальтона. О существовании Управления знали очень немногие: оно состояло на негласном штате. Все, кто состоял в Управлении, был с ним как-то связан или посвящён в его деятельность, носили прозвища или употребляли в адрес Управления такие выражения, как «Ополченцы Бейкер-стрит», «Тайная армия Черчилля» или «Министерство нечестной войны».
УСО действовало во всех странах, которые были оккупированы или подверглись нападению стран блока оси, за исключением тех, по которым были достигнуты соглашения — союзники Великобритании по Антигитлеровской коалиции в лице США и СССР. Нейтральные государства использовались для подготовки и переброски агентуры, а также для осуществления связи или как укрытие для агентов. Всего организация насчитывала 13 тысяч человек, которые оказывали поддержку более чем 1 млн. деятелей партизанских антифашистских движений на территории оккупированной Европы.
Офицеры британского управления специальных операций (SOE) капитан Стенли Мосс (William Stanley Moss) и майор Патрик Лей-Фермор (Patrick Leigh Fermor) в немецкой форме на Крите. апрель 1944
П. Лей-Фермор десантировался на Крит с самолета 4.02.1944 г., С. Мосс и еще два греческих агента были доставлены на берег острова 4.04.1944 г. на моторном боте.
Целью операции при поддержке местных партизан было похищение командира немецкой 22-ой пехотной дивизии генерала-лейтенанта Фридриха-Вильгельма Мюллера (Friedrich-Wilheml Müller), которого обвиняли в жестких карательных мерах по отношению к населению Крита. Однако, в марте 1944 г. пост Мюллера занял генерал-майор Генрих Крайпе (Heinrich Kreipe), и поэтому 26.04.1944 г. Крайпе был похищен из автомобиля по дороге к месту проживания. Участники операции вывели захваченного немецкого генерала на побережье острова, откуда Крайпе в мае 1944 г. по морю доставили в Каир. Хотя Лей-Фермор оставил в автомобиле Крайпе британскую шинель и записку о бессмысленности карательных акций за похищение Крайпе местным жителям, немецкие войска расстреляли 176 жителей Крита.
Фото с другими участниками операции.
Пулеметчик 1-го батальона британского Лейчестерширского полка (1st Battalion The Leicestershire Regiment) охраняет сдавшихся парашютистов 6-й немецкой дивизии (6. Fallschirmjäger) в поле в окрестности голландского городка Суст (Soest). 10.05.1945
Американские военные контролируют печать газеты для местного населения. Сицилия, сентябрь 1943-го года
Цензура в действии.
Итальянская самоходная установка огневой поддержки Autocannone Lancia 3RO da 100/17 образца 1941 года в северной Африке.
В кузове грузовика Lancia 3RO установлена трофейная 100-мм гаубица Skoda 100 mm Model 1916, в итальянской армии гаубица получила название Obice da 100/17 modello 16.
В 1941 году итальянцы объединили пушку первой мировой войны и грузовик Lancia 3RO. У грузовика срезали кабину. Эту пушку тестировали в СССР против Т-34.
Замаскированная 50-мм противотанковая пушка PaK 38 в Сталинграде. 1942 год.
Позиция расчета — у фасада довоенного Дворца физкультуры и спорта, расположенного на набережной в районе центральной переправы. Переправа и Волга у немцев в прямой видимости, можно обстреливать проходящие по реке суда. Сейчас это — перестроенное до неузнаваемости здание Театра Музыкальной Комедии, ул. маршала Чуйкова, 4.
PAK-38 являлась одной из наиболее распространённых противотанковых пушек в немецкой армии. К 1 июня 1941 года в немецких войсках находилось 1047 орудий.
Когда на поле боя появились новые советские танки Т-34/76, стреляющая снарядами АР40 (снаряд с вольфрамовым сердечником) противотанковая пушка Pak 38 была единственной пушкой, способной пробить их толстую броню. Впоследствии, 50-мм Pak 38 были достаточно эффективными и служили до конца Второй мировой войны, хотя и были в основном заменены при борьбе с танками орудиями большего калибра.
Противотанковая пушка Pak 38 стала одной из стандартных противотанковых пушек Вермахта и позднее была снабжена устройством автоматической подачи снарядов. Это позволило использовать ее позднее в качестве тяжелой авиационной пушки на одной из моделей реактивного «Мессершмитта» Ме 262.
Советские мирные жители выравнивают дорогу для застрявших немецких грузовиков в Черкасской области. 1944 год.
Советские военнослужащие производят разбор трофейного, немецкого, разнообразного вооружения и снаряжения.
Один из бойцов держит немецкую УКВ радиостанцию «Дора-2» (Turn Fu.d2) модели 1936-го года. Видны пара минометов с минами, пулеметы, сигнальные боеприпасы, карабины, противотанковое ружье PzB39 и прочее.
Застрявший на побережье Нормандии и брошенный британский танк M4 «Шерман DD». июнь 1944
DD - (Duplex Drive) Donald Duck
Средний танк M4 «Шерман» DD — специализированная версия танка, оборудованная системой Duplex Drive (DD) для преодоления вплавь водных преград. Танк оснащался надувным прорезиненным брезентовым кожухом и гребными винтами с приводом от основного двигателя. Sherman DD был разработан в Англии в начале 1944 года для осуществления многочисленных морских десантных операций, которые предстояло вести армиям союзников, в первую очередь для высадки в Нормандии.
На видео демонстрируется подготовка танка и использование для преодоления водных преград.