Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 "Чёрная акула"

 

Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 «Чёрная акула» - советский/российский одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя.

Ка-50 "Чёрная акула"

Немного истории.

К проектированию второго (после «Ка-29») боевого вертолета, получившего обозначение «В-80», в ОКБ имени Н.И. Камова приступили в 1976 году. Второго, поскольку на противолодочном «Ка-15» кроме глубинных бомб другого вооружения не было, а вертолет ПЛО «Ка-25», показанный на воздушном празднике в Тушино в июле 1961 года, нес бутафорные ракеты.

Думаю, выбор схемы новой машины был не прост. С одной стороны, накоплен уникальный опыт в области разработки вертолетов соосной схемы, позволявшей существенно повысить маневренные характеристики и получить более высокую продолжительность и дальность полета при одинаковой грузоподъемности, чем у вертолетов одновинтовой схемы.

При выборе облика «В-80» были рассмотрены: продольная и поперечная схемы с двумя винтами, классическая одновинтовая с хвостовым винтом и соосная.

Для снижения теплового излучения выхлопа на мотогондолах установили специальные эжекторные насадки. Оба двигателя взаимозаменяемы, а их сопла выполнены поворотными, что позволяло направлять струи выхлопа как вправо, так и влево.

На одноместном вертолете соосной схемы проще решались задачи аварийного покидания при использовании катапультных систем. В частности, к «В-80» адаптировали катапультное кресло К-37-800 с парашютно-реактивной системой, разработанное для низкоскоростных летательных аппаратов. Такое кресло позволяет летчику покинуть машину на скорости от 90 до 350 км/ч во всем диапазоне высот до 6000 м, а в перевернутом положении — на высотах от 35 м, предварительно отстрелив лопасти несущего винта.

Еще одной особенностью «В-80» стала конструкция планера. Основу силовой схемы фюзеляжа составляет короб, снаружи закрытый панелями обшивки. В его центральной части расположены различные агрегаты систем и оборудование. Такая компоновка позволила впоследствии легко разработать два двухместных варианта машины с тандемным («Ка-50-2») и рядным («Ка-52») расположением членов экипажа, а также менять и переставлять

оборудование, элементы вооружения и добавлять новые системы.

Другой особенностью машины стало убирающееся шасси, от которого отказались конструкторы МВЗ имени М.Л. Миля при разработке «Ми-28» и «Ми-35».

Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 "Чёрная акула"

В арсенал вертолета включили 30-мм ограниченно подвижную пушку «2А42» с боезапасом 460 патронов. Особенностью пушки «2А42» является селективное (выборочное) боепитание и переменный темп стрельбы. Кроме этого, на четырех узлах внешней подвески можно разместить универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с двуствольным орудием «ГШ-23Л» и боекомплектом 250 патронов, неуправляемые авиационные ракеты (НАР) «С-13», «С-8» и «С-24»,до 12 ПТУР «Вихрь» в транспортно-пусковых контейнерах и ракеты класса «воздух-земля» Х-25МЛ с лазерным наведением. Кроме этого, допускается подвеска четырех управляемых ракет класса «воздух-воздух» «Игла-В» или Р-73, а также авиабомб калибра от 100 до 500 кг, контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2, зажигательных баков ЗБ-500 и унифицированных разовых бомбовых кассет РБК-250/500.

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» с лазерным наведением начали разрабатывать в Тульском конструкторском бюро в 1980 году для «Ка-50» и штурмовика «Су-25Т». Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов «Ка-50» и «Ми-28», но с ПТУР «Штурм-ВМ» и «Атака», проходивших с сентября 1986-го по октябрь 1986 года на Гороховецком полигоне. Основная боевая часть ракеты — кумулятивно-осколочно-фугасная.

Для увеличения дальности полета предусмотрена подвеска до четырех 500-литровых топливных баков.

Ка-50 "Чёрная акула"

ОКБ имени Н.И. Камова получило дополнение к техническому заданию на «В-80» в части повышения требований к комплексу оборудования и вооружениям и о постройке еще одного опытного образца «Ка-50Ш1» в варианте штурмовика и запуске его в серийное производство на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. Техническую документацию для изготовления установочной серии из 12 машин «Ка-50Ш1» начали передавать в 1989 году. В следующем году предприятие выпустило головную машину (бортовой № 018), получившую обозначение «Ка-50». Первый полет на ней 22 мая 1991 года выполнил заводской летчик-испытатель А.И. Довгань.

Информация о новинке советского авиапрома быстро проникла сквозь стены «железного занавеса», и НАТО присвоило ей свое кодовое обозначение Hokum A.

Ка-50 "Чёрная акула"

В июне 1993 года «Ка-50» впервые продемонстрировали на 40-м авиационно-космическом салоне в Париже. В полете его показывал летчик-испытатель ОКБ Дмитрий Автухов.

В 1993 году в ОКБ имени Н.И. Камова подготовили эскизный проект ночного варианта «В-80». После утверждения проекта на Красногорском оптико-механическом заводе приступили к разработке круглосуточного варианта обзорно-прицельного комплекса «Шквал-В», в который предполагалось дополнительно включить ночной канал на основе тепловизора. Однако из-за задержки с финансированием в середине 1990-х годов пришлось вместо него временно использовать тепловизионные системы французской компании «Томсон». Один из тепловизоров демонстрировали на МАКС-1995 на предсерийном экземпляре «Ка-50» (бортовой № 020).

В ноябре 1993 года начались войсковые испытания машины с целью отработки тактики ее боевого применения. Последоводки серийного вертолета до должного технического уровня 28 августа 1995 года

Ка-50 "Чёрная акула"

«В-80Ш1» указом Президента Российской Федерации был принят на вооружение под обозначением «Ка-50». Это был апогей «Черной акулы», поскольку из-за финансовых затруднений удалось построить только десять серийных машин.

Испытания «Ка-50» показали возможность полета со скоростью до 390 км/ч, однако для серийных машин этот параметр ограничили 315 км/ч. Как и положено вертолету, «Ка-50» может двигаться боком и назад со скоростью 80 и 90 км/ч соответственно. Руководство по летной эксплуатации ограничивает максимально допустимую перегрузку 3,5 g, углы крена не более 70°, тангажа — ±60° и угловую скорость по всем осям в пределах 60° в секунду. На «Ка-50» можно выполнять и «мертвую петлю», что больше подходит для авиашоу.

Ка-50 "Чёрная акула"

Отсутствие перекрестных связей в системе управления обеспечивает легкое пилотирование, позволяет быстро осваивать вертолет летчиками средней квалификации. Например, «Ка-50» с успехом выполняет «воронку», недоступную вертолетам одновинтовой схемы, когда машина движется с отрицательным углом тангажа около 30-35 градусов, удерживая цель в поле зрения летчика.

«Ка-50» после своего появления благодаря черной окраске получил прозвище «Вервольф», что в переводе с немецкого означает «оборотень». Но после выхода в начале 1990-х годов на экраны страны кинофильма «Черная акула», где главную роль «играл» «В-80» № 015, это прозвище закрепилось за ним на всю жизнь. Кинофильм же способствовал популярности вертолета не только в народе, но и в Вооруженных силах.

Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 в бою.

В ходе антитеррористической операции в Чечне решили проверить «Черную акулу» в реальных боевых условиях.

В декабре 2000 года на аэродром Северный в пригороде Грозного прибыли два «Ка-50» (№ 24 и № 25 установочной серии) и один «Ка-29», дополнительно оснащенный артиллерийской установкой с пушкой 2А42 и комплексом скрытой связи (КСАС). В их экипажи вошли летчики из 334-го ЦБП и ПЛС, имевшие боевой опыт, в том числе и в Афганистане, а от ОКБ имени Н.И. Камова — А. Папай, в прошлом летчик-испытатель НИИ ВВС. Перед авиагруппой, которую возглавил заслуженный военный летчик, Герой России полковник А. Рудых, стояла задача в боевых условиях проверить надежность и эффективность новых боевых машин.

Когда летчики приступили к облету районов боевых действий, то стало ясно, что прикрытие «Ка-50» вертолетами «Ми-24» весьма проблематично, поскольку экипажи не были слетаны. И эта нагрузка легла на плечи пилотов из Торжка. «Ка-50» летали, как правило, парой под прикрытием двух «Ми-24» в течение двух месяцев.

Преимущества «Ка-50» стали очевидными почти с первых же дней боевых действий. Например, летчикам не раз приходилось резко снижаться почти до дна ущелий, где, по данным разведки, находился противник. Но «Ми-24», сопровождая «Ка-50», ниже 150-200 м не снижались и для таких маневров оказывались тяжеловаты.

Например, накануне 2001 года пара, состоявшая из «Ка-50» (А. Егоров) и прикрывавшего его «Ми-24» (А. Рудых), недалеко от села Комсомольское нанесла неожиданный и точный удар по складу оружия и боеприпасов, спрятанному в узком ущелье.

Опустившись и прижавшись к склонам ущелья и на внушительной скорости повторяя все его природные изгибы, А. Егоров, пилотировавший «Ка-50», при первом заходе проскочил цель. Полковнику Рудых повезло больше — боковым зрением он увидел неприметную кошару, а также скрытую высоким кустарником коновязь. Примерно в полусотне метров от постройки летчик обнаружил характерный ориентир, указанный разведчиками. Цель обнаружили, но совместить марку прицела с ней они не успели. В считанные секунды небольшая кошара, мелькнув перед глазами, осталась далеко позади. Тогда, резко набрав высоту и развернувшись, вертолетчики вновь направились к цели и первым же залпом уничтожили домик.

Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 "Чёрная акула"

Позже в отчете по итогам боевого применения «Ка-50» в Чечне записали:

«1. Вертолеты «Ка-50» и «Ка-29» способны выполнять задачи по поиску и уничтожению заданных целей в условиях горно-равнинной местности днем в простых метеоусловиях при нижней границе облачности 250 м и видимости 2,5 км. Но по своему оборудованию и условиям пилотирования вертолеты способны выполнять задачи и в сложных метеоусловиях.

2. Все поставленные перед БУГ (боевая ударная группа. — Прим. авт.) боевые задачи выполнялись без срывов и в установленные сроки.

3. Оборудование <...> «Ка-50» и «Ка-29» (система спутниковой навигации КАБРИС, ПрПНК «Рубикон», система ВЦУ, СУО) позволяет с достаточной точностью и эффективностью применять вооружение вертолетов для решения боевых задач, связанных с поиском и уничтожением заданных целей с известными координатами.

4. Маневренные характеристики <...> «Ка-50» и «Ка-29» позволяют эффективно выполнять боевые задачи в условиях ограниченного воздушного пространства (сложный рельеф высокогорья, узкие ущелья, русла рек). Высокая энерговооруженность, как особенность соосной схемы вертолетов, психологически значительно разгружает летчика при пилотировании.

5. Техника пилотирования вертолета днем в ПМУ (простых метеоусловиях. — Прим. авт.) значительно проще, чем на вертолетах одновинтовой схемы...».

Ка-50 "Чёрная акула"

Модификации Ка-50:

Ка-50 - Серийная модификация.

Ка-50Н - Ка-50, переоборудованный в ночную модификацию. От стандартной отличается смонтированной в подфюзеляжной носовой части тепловизионной прицельной системой «Самшит-50Т».

Ка-50Ш - Ночная модификация Ка-50 для круглосуточного выполнения боевых задач. Создана на основании постановления правительства № 1420-355 от 1987 году. Первый полёт совершила 4 марта 1997 года. От стандартной модификации отличается перекомпонованной носовой частью, в которой наряду с дневным расположен и ночной тепловизионный канал прицельно-пилотажно-навигационного комплекса «Рубикон-Н». В надвтулочном обтекателе расположена РЛС. Добавлена аппаратура спутниковой навигации и заменены некоторые узлы электронной и оптической аппаратуры. Перекомпонованы и добавлены приборы и устройства в кабине пилота.

Ка-50-2 «Erdogan» - Модифицированный вариант Ка-50 с тандемным расположением экипажа, модифицированным вооружением и электроникой. Создан для участия в тендере, объявленном Турцией в 1997 году. В разработке электроники принимали участие израильские специалисты.

Ка-52 «Аллигатор» - Модифицированный двухместный ночной вариант Ка-50.

Ка-50 "Чёрная акула"

Тактико-технические характеристики Ка-50 Чёрная акула:

- Первый полёт: 17 июня 1982 года

- Начало эксплуатации: 28 августа 1995 года

- Годы производства: 1981—2009

- Единиц произведено: 17

Размеры Ка-50 Чёрная акула

- Длина фюзеляжа: 14,21 м

- Высота: 4,93 м

- Диаметр несущих винтов: 14,50 м

- Длина с вращ. винтами: 15,96 м

- Размах крыла: 7,44 м

Вес Ка-50 Чёрная акула

- Масса пустого: 7700 кг

- Нормальная взлётная масса: 9800 кг

- Максимальная взлетная масса: 10800 кг

- Масса полезной нагрузки: 2800 кг

- Масса топлива: внутренний запас 1487 кг, в ПТБ 1732 кг

Двигатель Ка-50 Чёрная акула

- 2 х турбовальных ТВ3-117ВМА

- Мощность: на чрезвычайном режиме 2700 лс, на взлетном режиме 2400 лс, на крейсерском режиме 1750 лс

Скорость Ка-50 Чёрная акула

- крейсерская: 265 км/ч

- максимальная: 310 км/ч

- максимально-допустимая в пологом пикировании: 390 км/ч

- максимально-достигнутая в пикировании (испытания): 460 км/ч

Дальность полета Ка-50 Чёрная акула

- без ПТБ: 520 км

- с ПТБ: 1160 км

- Допустимый угол крена: ±70°

- Допустимый угол тангажа: ±60°

- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 3 G

Ка-50 "Чёрная акула"

Вооружение Ка-50 Чёрная акула

Встроенное стрелково-пушечное: 1 х 30-мм 2А42, боезапас 460 патронов (селективное боепитание, переменный темп стрельбы)

- Точек подвески: 4

- Масса подвески: 2000 кг

- Подвесное стрелково-пушечное: 2 × 23-мм пушки УПК–23–250 в подвесных контейнерах, боезапас 2 × 500 патронов

Неуправляемое ракетное:

- НАР С-13 — 2 × 5 шт.

- НАР С-8 — 4 × 20 шт.

- тяжёлый НУРС С-24

Управляемое ракетное:

- ПТУР «Вихрь» — 2 × 6 шт.

- Х-25МЛ

- «Воздух-воздух»: Игла-В — 2 × 2 шт. (размещаются не на пилонах), Р-73

Бомбовое:

- ФАБ-500, -250, -120, -100

- КМГУ-2

- ЗБ-500

- РБК-500, -250

Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 "Чёрная акула"

Ка-50 "Чёрная акула"

Следующая новость
Предыдущая новость
Лента публикаций