Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

 

Много воевавших - да один победивший. 1.

Человек и война это синонимы. Наши видовая агрессия находится, мягко говоря, на высоком уровне. В Российской историографии и вообще в общественном мнении, сложилось ложное впечатление, о том, что:

1 – Колонизация малых народов севера была мирной.

2 – Народы севера до прихода русских вообще были няшками добряшками, которые только и делали, что пасли оленей, созерцали кроны вековых сосен и возможно даже иногда общались с духами. Чистые создания природы, слёзы древних богов….

Я пытался найти народы, которые были бы мирными изначально. Их нет. Если народ на данном этапе смирный, то значит его либо победили и жестоко усмирили, либо он просто эволюционировал, благодаря смягчению нравов соседей. Пример – швейцарцы, мирные на вид бюргеры, зажиточные дальше некуда. Но вот швейцарская пехота была самой стойкой и жестокой на протяжении двухсот лет, она наводила ужас и трепет на тех, кто о ней знал не понаслышке.

Индейцы и наши и не наши, не исключение. Да, они умеют шаманить и камлать, уж не знаю с какой эффективностью реальной, умеют беречь природу, умеют приспосабливаться к её ритму, не выбивают зверьё, не выжигают тотально леса. Но они умеют не только охотится, а ещё и сражаться.

Начну я чукчей, так вот нестандартно. Эти герои анекдотов считаются добрейшими и не умеющими убивать людьми. Мол эдакие оленепасы, которых просто пришли и погладив по головке, включили в состав России.Проблема такого мнения в том, что оно не верно везде.

Чукчи не добрые. Они воинственные и агрессивные. Если сравнивать их с нашими реалиями, то для Чукотского полуострова и аляски, они как викинги, да причём особого типа – умеющие одинаково лихо плавать по морям и вдоль побережья и при этом отлично владеющие способом передвижения на упряжках, в которых впрягали оленей.

Русские впервые попробовали стребовать ясак с чукчей аж в 1642 году и были посланы в мёрзлую тундру. На тот момент чукчи представляли собой по нашим меркам форменных дикарей. Главным критерием был возраст и родовая сила. Всё как у первобытных людей. Командиры назначались исключительно по возрасту, а не по мнению скажем вождя.

Присмотритесь к доспехам – это кость. Всё – костяное. Боюсь представить, сколько геморроя нужно вытерпеть, что бы насверлить все дырочки и совместить их. Пластинки, луки, наконечники.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Байдара, мне лично она напоминает отдалённо драккар викингов, маленький братик такой. рассчитана в среднем на 8 человек, нападали обычно стайкой из 5 - 10 кораблей.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Поводы для войны всегда находились – оскорбиться могли из за чего угодно. Либо при обмене товаров, скажем из за нечестной на взгляд чукчи цены, либо не туда коряк зашёл, не на той «тундре» понимаешь оленя пасти начал. Вот тебе и повод. Родовая власть, родовые традиции – это всегда идущая за ними кровная вражда. Потому что честь превыше всего, а не право, закон, в итоге постоянная резня. Если скажем байдара чья то случайно заплывала на чужой берег – её нещадно грабили, экипаж убивали.

С коряками чукчи враждовали из за оленей. Они их любили угонять, коряки обижались, шли драться и чукчи их в ответ кололи костяными копьями. То же самое происходило и между чукчами и эвенками – чукчи вообще были неравнодушный к чужому. Эвенкам это конечно не нравилось и они не оставались в долгу.

Ещё чукчи вплоть до середины 19 века любили сплавать на своих кораблях к эскимосам. С целью грабежа и вообще были для них постоянно угрозой и головной болью. На них даже жаловались русским эскимосы .

Общая логика «детей природы» была такой – «»»Люди западной стороны привезли для обмена железо, ножи, котлы, табак, чай, оленью рухлядь. Перед обменом, по обычаю противников, двух оленей друг против друга поставили, затем приготовились колоть. Чей олень головой в сторону противников упадет, тот первым должен начать войну в случае ссоры. Вот двое людей вонзили копья в оленей. Олень нашей стороны упал на месте, повернув голову в сторону. Олень противников упал головой в сторону наших людей.

После этого начали друг с другом обмениваться. Вот во время обмена завязался спор из-за малой цены. …Так и не пришли к согласию в ссоре.

По обычаю, утром должны начать войну.

«»»»Общая тактика – напасть на рассвете, вызнав заранее, где и сколько народу находится. Если же чукчи собирались просто на грабиловку ,что было чаще, они заранее окружали нужную ярангу и разом нападали. Банально и просто. Правда коряки зачастую начинали отстреливаться, и порой из русских ружей. Но ярангу можно повалить, вырвав стойки, что и делалось.

Учитывая, что коряки, повоевав до этого с русскими, стали как бы за русских, то столкновение с чукчами стало неизбежным.

Стоит сразу подметить, чего хотела Россия.

1 – Вступления в подданство царя Батюшки.

2 – Ясака – пушнины, чем больше ,тем лучше. Для России это была больная тема, как сейчас нефть. Мех это золото, золото это власть и возможность развивать государство.

Плата такой дани дело противное и нелёгкое, но вот чем жили чукчи до русских.

«»»Потом русские узнали, что тут произошло. «Один чукча купил у другого березовый полоз под нарту, потом продавец начал просить обратно свой проданный полоз, а покупатель воспротивился уничтожению сделки; по этому поводу завязалась между ними драка, сначала кулачная, а потом и кровавая. Драка произошла в юрте покупателя, продавец убил хозяина, его жену и детей. У убитого чукчи был сын, который был в отлучке. Когда он приехал домой и нашел убитыми отца, мать, братьев и сестер, свою жену и детей, то он вздумал разделаться с убийцей таким же кровавым образом. Забравшись в юрту убийцы, он убил все семейство без остатка, затем напал и на посторонних чукчей с укором, зачем они допустили до кровавой драки, убил их всех, даже младенцев и, наконец, сам умер от полученных ран. Во время последнего убийства три мальчика со' страху убежали в другой чукотский острожек, они-то и рассказывают, как произошло убийство». «»»»

Банальный торгашеский спор, о поганом полозе-луке-тарелке, мог закончится не просто мордобоем, как в русском, даже самом диковатом селе, описанном Горьким, а натуральной вендеттой, форменный ахтунгом. Кровь даже не ручьём, рекой Колымой лилась. И все жалобы, что мо русские устроили беспредел и убивали непокорных, рассыпаются о банальные факты – до русских был вообще жестокий ужас и кромешность.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Интересно, что численность реальная. Чукчи это вам не примитивные племена их лесов Южной Америки, которых иногда находят - раз, два, три... много.

Нет, они умели и любили считать. помимо рисунков, у них были символы обозначающие счёт.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Вообще, как отмечается исследователями, чукчи быстро впадали в ярость и не скоро остывали. Отсюда ещё большее ожесточение.

Когда с коряками навоевались, сконцентрировались на эскимосах, к которым не ленились плавать в летний сезон.

«»»В конце XVIII в., когда война с коряками уже закончилась, набеги на Аляску производились почти ежегодно. Так, американские эскимосы в начале 1790-х гг. жаловались русским, что чукчи, «почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен»

Когда русские начали всерьёз браться за чукчей, они не учли, что данный народ – самый воинственный. Пусть они использовали костяные орудия, почти не имели металла и тем более огнестрела. Но они были упорные и жестокие. Воевать с ними было сложно – вокруг тундра, часто бездорожье, горы и продуваемые равнины. Пока дойдёшь – одуреешь, а чукчи уже и засадку уст роили, ждут соколиков.

Казаки бегали, пробовали воевать, но только морозили носы и теряли солдат и офицеров.

И тогда головушкой светлой подумала Екатерина Великая.

В 1776 году Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя уговорами и подкупом, русские добились значительно большего. В марте 1778 года стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещёного чукчи Николая Дауркина с «главным» тойоном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства.

Чукчам даровались широкие права, так по указу Екатерины чукчи освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли полную независимость во внутренних делах. Привилегированное положение чукчи сохраняли и позже. По «Уставу об управлении инородцев» 1822 года, чукчи жили по своим законам и судились собственным судом, а ясак — шкурка лисицы с лука (то есть с мужчины) — платился по желанию. В 1885 году капитан А. А. Ресин, присланный с инспекцией, так описал: «В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой». В своде законов Российской Империи чукчи относились к народам, «не вполне покорённым», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают». Впрочем, с помощью меновой торговли предприниматели научились выманивать у чукчей гораздо больше, чем с помощью налогов.

Как резко заметно – хитрость и водка сделали намного больше, чем пули и штык. В итоге русские купцы быстро смекнули – а чукча то опасный, покуда трезвый… И да, начали спаивать бывших грозных воинов, а отныне – несчастных пьяниц, валяющихся и замерзающих, обобранных щирыми купцами и русскими чиновниками.

Наталкивает на здравые мысли, когда немецкая педантичность явно оказалась лучше размашистых ударов шашкой и грохота пушек.

____________________________________________________________________________

Помимо чукчей, русские воевали с камчадалами, с юкагирами, с коряками, так или иначе иногда конфликтовали с якутами, манси.

Что бы не растягивать сильно в этой части, упомяну для равновесия, про стычки между эвенками и якутами.

Эвенки ( они же тунгусы ) как бы сказать – «покореннее» якутов были. Эдакие дети лесов и оленьих стад. Якуты это пришлый народ, они мигрировали в нынешнюю якутию где то межу 12 – 14 веками. Но уже «заряженные» железом и коровами. Без шуток пишу. Корова оказалась очень даже удобнее оленя – даёт больше молока, всегда может жить в одном месте, не требует пасьбы на огромных площадях. Больше молока – возможность выжить даже в сложный период, если охота неудачна. Не просто так русские люди так же делали ставку именно на корову, не на её мясо, а на молочные составляющие.

Плюс якуты явно имели отношения с другими кочевниками, жившими южнее. Они отлично разводили лошадей и не отказались от них, даже несмотря на суровые морозы, в итоге вывели удивительную породу – якутскую лошадь, эдакое шерстистое создание, не замерзающее даже в минус 65 градусов. Заодно и коров они адаптировали к северам.

Интереснейший момент – у эвенков в начале прихода якутов было Каменное оружие. Вот уж кульбит истории. Получились краткие стычки, с понятным исходом. Якуты начинали корчевать лес, выжигать его под свои строения и основывать постоянные сёла. Этим они опять таки отличались от эвенков, привыкших кочевать или мирно ловить рыбку.

В начале якуты шли жестоко, могли убивать и детей и женщин, без разбору. Сказывалось стремление занять силой своё место по суровым солнцем и нежелание рисковать ограниченными запасами. Это вызывало конечно попытки извечные кровной мести.

Эвенки иной раз пробовали восставать, но понятное дело безуспешно. У якутов оказалась высокого уровня культура, при этом они были явно не скромнягами в плане утихомирить того, кто вздумал бузить. Так что за убийства своих вождей и солдат, якуты мстили быстро и решительно.

Русские пришли уже к моменту, когда каждый вроде как знал своё место и потому на вид была почти идиллия. Мирные эвенки тихо по лесам и долам оленей гоняют, охотятся и ведут себя скромно. Якуты разводят скотину и лошадей. На деле этому предшествовала война.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Много воевавших - да один победивший. 1.

Не могу не вспомнить Джареда Деймонда, который всегда призывал узнавать подробно историю любого племени, прежде чем восхищаться его гармонией с природой. За созерцанием травки, стоит генетический опыт кровавых свар, мести, ночных нападений и грабежей.

Когда пришли русские, от них конечно не ладаном пахло, а пропотелой лошадью и перегаром из пасти солдат. Ясак унижал, ясак озадачивал.

Русская казна любила соболей, а не белок. Белок конечно тоже принимали, но лучше подавай чернобурочку тогда уж, но так, для порядку – соболя тащи! Учитывая огромную сложность добычи соболей, их редкость, они начали сокращаться в численности. Плюс русская колонизация внесла свои коррективы. Стали прибывать поселенцы, рубить лес, сплавлять по рекам. Под эту марку коренных якутов, эвенков, зачастую лишали их родовых земель.

Тех якутов, которые пробовали противиться, понятное дело били прикладом по башке. Уж не знаю, каким чутьём додумались, но якуты всерьёз с русскими воевать не пробовали, как чукчи. Видимо шестое созерцательное чутьё и логика помогли им понять, что война с такой силой бесполезна. Эдакая стратегическая прозорливость.

В итоге якуты платили ясак, но получали отсутствие родовой мести, возможность пользоваться судами, строить дома, которые не возможно становилось просто отнять. Водка конечно мешала, мешали купцы и продажные чиновники. Затем стало мешать золото. Тунгусы-эвенки вообще ненавидели золото. Старались о нём не говорить при русских, потому что у русских глаза загорались от таких слов, как два прожектора зенитных – Иде?! Скажииии!

Но колонизация русских не носила никогда тотального уничтожения. Спаивать – спаивали. Но и сами русские, спивались только в путь. Всё ж таки половину народов, племён, мы не уничтожили, как на одном далёком континенте устроили европейцы.

В резервации русские никого, никогда к слову не загоняли. Только особо ретивых держали в острогах, ну так тогда всем гражданам чуть что были готовы и колодки и камера.

____________________________________________________________________________

Войны русских с камчадалами, за обязанность платить ясак и с юкагирами, закончились схоже - незначительные первичные проигрыши русских, затем подходили главные силы и начиналась муштра несогласных, с помощью пушек и ружей дальнобойных. Исход был один – ясак начинал платится, купцы начинали торговать, казна пополнялась. Поскольку политика наша не включала никаких излишних жестокостей, так уж, извечный наш бардак и не больше того, :), народы постепенно втягивались в процесс, в урбанизацию, в торговлю и развитие в общем ключе.

Стоит только указать, что после войны юкагиров с русскими, которая так или иначе прошла и окончилась к 17 веку, до этого сильные племена, ослабели, и стали жертвой тогда ещё не повоёванных чукчей и вынуждены были ускоренно, можно сказать бегом, в припрыжку, просится под русскую руку, недавно их лупившую смертным боем. Правда, учитывая сложность доставки всего подряд, в такие дебри, русские далеко не сразу смогли защитить юкагиров и надавать по голове чукчам, в итоге численность последних сильно оказалась урезанной.

Следом – манси и черемисы…..

Следующая новость
Предыдущая новость
Лента публикаций