О "Нефтянке" часть 2 "Экскурс"

О "Нефтянке" часть 2 "Экскурс"

Здравствуйте всем! Еще раз хотел бы поблагодарить всех подписавшихся, постараюсь не разочаровать в дальнейших постах! Для тех, кто только к нам присоединился, есть первая часть https://pikabu.ru/story/o_quotneftyankequot_chast_1_quotvozd...

В этом посте хочу рассказать про начало работы в нефтеперерабатывающей компании, хитрости которые мы использовали для получения дополнительного заработка, и немного пояснить пару технических моментов, итак поехали:

Первые мои дни-недели-месяцы работы, были самым интересным этапом в моей жизни. Наконец после долгих скитаний, я попал в "живую-реальную" компанию, у который были средние обороты по "Нефтяным" меркам около миллиарда рублей в месяц и опытная команда бывалых нефтяников которые были готовы делиться своим опытом. Так я узнал, что поставки по трубе практически нереальная затея, в трубу мало кого пускают, в основном к ней имеют доступ крупные нефтедобывающие-перерабатывающие компании типа Лукойла или Роснефти, у них свой штат трейдеров, которые знают практически всех крупных покупателей, работают с ними напрямую или через свои "прокладки", которые принадлежат топ менеджерам компаний. Первый миф, который был разрушен практически сразу , был про большие объемы поставок. Например, кто то хочет продать 40 000 тонн Дизеля, для понимания, чтобы произвести такой объем, нужно порядка 100 000 тонн нефти. Заводов которые могут переработать такой объем в России можно по пальцам пересчитать и на них стоит очередь покупателей которые заранее, практически за месяц переводят предоплату за необходимый объем, заключают договор с Транснефтепродуктом (далее-ТНП, кстати для того чтобы купить такой объем нужно вначале подтвердить что у вас есть емкости где его хранить), заранее оплачивают стоимость прокачки и временного хранения по тарифам ТНП и только потом вас ставят в график отгрузки. Реальность того что какой либо нефтепереработчик закупил 100 000 тонн нефти, переработал и стал ждать "Васю" который у них купит готовую продукцию- очень мала. Слишком на долгое время повисают деньги, не говоря уже о постоянно изменяющиеся цене, которую предугадать практически не возможно. К примеру, Вы можете купить в Феврале дизель по 20 000 за тонну, а в Марте он уже будет, стоит 18 000 рублей или наоборот, кому как повезет. Второй миф про экспорт - купить в России готовую продукцию и перепродать на экспорт экономически неэффективно. Изначально, после выпуска готовой продукции заводом, уплачивается Акциз, который вернуть при экспорте невозможно, плюсом к цене прибавляется НДС 18% вернуть который тоже огромный геморрой, потому что налоговая не любит трейдерские компании и не понимает, почему изначально компания производитель не может торговать на экспорт, а прибегает к услугам агентов, плюсом к цене прибавляется экспортная таможенная пошлина и в итоге стоимость продукта получается не конкурентоспособной. Поэтому, для того чтобы поставить  нефтепродукты на экспорт, изначально договариваются с нефтепереработчиком о цене в долларах, в которую не включаются акциз и НДС. Третий миф про формирование цены- Цена в России зависит от экспортных цен. Крупные нефтепереработчики формируют их в 25 числах месяца и фиксируют на месяц вперед. В случае поставки нефтепродуктов на экспорт все цены фиксируются в контракте на конкретный объем и дату поставки, и привязываются к котировкам международного рейтингового агентства Platts, именно котировки этого агентства мы слышим каждый день в новостях, когда нам говорят что стоимость баррели повысился или понизился (кстати, котировки которые нам говорят, идут на определенную марку нефти - Brent, в России есть собственная марка "URALS", цена на которую, как правило, на 20% ниже Brent). Условия поставки прописаны в международных правилах INCOTERMS 2000 и определяют базис поставки- будь то поставка до границы DAF, до склада хранения CPT или перевалка в порту на корабль FOB. У каждого базиса есть свои тонкости в формировании цены. Чтобы было понятно рассмотрим на примере FOB- если мы хотим поставить дизель на экспорт в Германию кораблем через порт Калининград, то берется котировка Platts FOB Amsterdam она определяет цену на все порты на севере Европы. Цена состоит из стоимости нефти+стоимость переработки на заводе+стоимость доставки до порта+ стоимость хранения и перевалки на корабль+ таможенная пошлина+стоимость проведения анализов для подтверждения качества+профит. Итоговая стоимость может идти как с дисконтом от котировки, так и с плюсом к стоимости, в зависимости от порта и удаленности от производства. Логистика "съедает" всю маржу, поэтому трубопроводный транспорт, самый дешевый способ доставки, настолько востребован, что простых смертных туда не пускают.

После получения базовых знаний по трейдингу я начал углубляться в тонкости производства:

В активе компании был мини НПЗ в Самарской области с объемом переработки 10 000 тонн нефти в месяц и емкостями для хранения 20 000 тонн готовой продукции. Сразу было понятно, что дополнительные резервуары стояли для смешивания продуктов и получения определенного качества. Мини НПЗ, а в народе просто "Самовар", не изготавливает конечный продукт, который мы с вами используем заправляя наш автомобиль. Основной тип переработки - трех фракционный, из 1000 нефти (в зависимости от качества) после переработки мы получаем 200 тонн прямогонного бензина или нефраса (нефтяного растворителя), 300 тонн печного топлива(типа дизель) и 500 тонн прямогонного мазута. Такой тип переработки присутствует на всех нефтеперерабатывающих заводах, но на крупных установлено дополнительное оборудование, которое доводит "полуфабрикат" до "ума", к примеру, крекинговая установка позволяет производить топочный мазут из прямогонного мазута, по сути, удаляя из него все примеси "светлых" нефтепродуктов. Прямогонный бензин или нефрас как правило используется для замешивания и повышение качества готовой продукции или на лакокрасочных производствах, в отличии от стандартного бензина с октаном 92, у прямогона октан примерно 60, и если мы хотим получить полноценный 92 бензин используются спиртовые присадки поднимающие октан до нужных значений. У Печного топлива (типа дизель) ситуация попроще, он имеет показатели серы 0.4(в обычном дизеле по госту 0.2) и показатели вспышки около 40(в обычном дизеле по госту 62). Такой продукт в легковой автомобиль не заправить, двигатель сразу стуканет, а вот в трактор в самый раз, так что он успешно продается сельскохозяйственным компаниям, повышенный спрос на него в апреле во время посева, и в августе во время сбора урожая. Прямогонный мазут с удовольствием покупают бункеровочные компании для заправки кораблей (кто не знал крупные корабли используют мазут как топливо) и перерабатывающие заводы как сырье для вторичной переработки, потому что после переработки нефти на "самоваре" в мазуте присутствуют остатки светлых нефтепродуктов, таких как бензин/дизель и после вторичной переработки завод может их выделить в отдельную фракцию. Прямогонный мазут "грех" пускать в топку на котельные, он всегда востребован, а цена, по которой котельные закупают мазут достаточно мала, так что обычно там используется топочный мазут М-100 которые изготовляют крупные заводы, по сути это шлак на котором даже корабль не поплывет, с большим содержанием серы и примесей, кроме как в топку кинуть его больше никак использовать нельзя.

Качество получаемой продукции сильно зависит от сырья-нефти. Чем меньше в нефти серы и плотности, тем она качественней. Из хорошей легкой нефти можно получить до 60-70% светлых нефтепродуктов (бензина и дизеля), на рынке "светлые" нефтепродукты стоят гораздо дороже "темных" типа мазута или гудрона соответственно, чем их больше получается после переработки, тем выше рентабельность у переработчика.

Мы закупали нефть вагонами у ТНК-ВР, точно не помню с какого узла, но сырье было очень даже не плохим по средним меркам на рынке. Самый ахтунг происходил в начале месяца, как вы понимаете, крупным нефтедобытчикам не выгодно долго хранить нефть, им нужно быстро добыть и быстро продать, поэтому составить график поставки нефти на завод согласно нашему графику переработки никак не получалось, они тупо "выплёвывали" 10 000 тонн четырьмя маршрутными отправками по 2500 тонн (это максимум который можно поставить по Ж/Д за раз), при этом мощности завода позволяли сливать по 2000 тонн в сутки, так что первые пять дней мы не совершали никаких оправок, весь железнодорожный тупик был забит вагонами с сырьем, и наши бравые ребята с завода, в несколько смен круглыми сутками сливали нефть в резервуары. В начале каждого месяца мне звонил директор завода и кричал в трубку, что мы все м*даки, что не можем нормально ничего наладить, и ему приходится за нами разгребать наши проблемы. Он все время злился, но был хорошим мужиком, трудолюбивым и преданным общему делу.

Насмотревшись на Абрамовича и его схему на «Омском НПЗ», мы решили ее реализовать на нашем "самоваре". Уникальность данной процедуры была в переводе с трех фракционного производства на двух фракционный, т.е. обычная 3 фракционная переработка происходит при 360 градусах, таким образом, из нефти выделяется все три нефтепродукта, при 2 фракционке отсечка была при 200-220 градусах, когда из нефти успевал выделиться только прямогонный бензин, а дизелька и мазут были однородной массой. Такая масса именовалась ТКМ-16. Получив ТУ и проведя все необходимые экспертизы и исследования, мы полетели в Белоруссию договариваться с "Мозырьским НПЗ", чтобы наш продукт взяли на вторичную переработку. Основная проблема была в законе Белоруссии "О приеме нефти", он запрещал поставку сырья железнодорожным транспортом, только трубой. Таким образом "Батька", контролировал все поставки нефти на НПЗ. Но поскольку у нас была не нефть, а прежде всего Мазут, после проведения "Мозырем" всех необходимых исследований, нам единственным кому дали разрешение на поставку нашего ТКМ-16 Ж/Д транспортом. Все это происходило до подписания "экономического союза" с Белоруссией. Для чего это делалось: прежде всего, поскольку Белоруссия по таможенному законодательству была отдельным государством,  у нас тогда еще не было общих границ, всё, что мы туда везли, считалось экспортом и с каждой тонны уплачивалась таможенная пошлина. На тот момент пошлина на светлые нефтепродукты была в районе 260$ за тонну, пошлина на мазут всего 110$. После вторичной переработки "Мозырем" нашего мазута, надо отдать им должное у них стояло хорошее современное оборудование, которое позволяет получать продукцию Европейского качества, на выходе мы получали бензин евро стандарта, EN590 дизель и топочный мазут, заплатив им всего 50$ за переработку. По итогу мы экономили на таможенной пошлине порядка 150$, платили 50$ за переработку и получали прекрасный экспортный продукт, который мы спокойно продавали муниципалитету г.Берлин в Германии. Так мини НПЗ в Самарской области заправлял немецкие автобусы. Продолжалось все это примерно полтора года, и позволило компании заработать неплохие деньги- рентабельность составляла примерно 25-30% в месяц. Надо отдать должное нашим акционерам, которые не были шибко жадными людьми и сразу не выдергивали заработанные деньги из оборота в себе в карман, а оставляли их на счетах компании с целью дальнейшего развития, так мы начали заниматься поставками нефтепродуктов на экспорт через порты в Новороссийске и Балтийске, и вскоре решили создать компанию полного цикла прикупив добывающую скважину у Роснефти, об этом я расскажу в следующих постах.

Спасибо за внимание! Пост получился немного техническим, но это было необходимо для дальнейшего повествования. Жду ваших комментариев и вопросов, с удовольствием на них отвечу. Следующий пост будет насыщен историями из опыта- как поставляли Казахстанские нефтепродукты, про работу с Афганцами и как получилось что губернатор Калининградской области собрал комиссию по ЧС из за нас.

Следующая новость
Предыдущая новость

Самолет с туристами вернулся во Вьетнам из-за неполадок Исследование: россияне рассказали о своих «слабостях» в отпуске Georgian Airways потеряла около $25 млн после отмены авиасообщения с РФ Авиакомпания «Победа» меняет аэропорт прилета в Дубае Туроператор «Лаборатория приключений» объявил о приостановке деятельности

Лента публикаций