Каждый советский школьник слышал это имя: в седьмом классе по литературе проходили «Железную дорогу» Некрасова, который обессмертил этого господина в эпиграфе:
Ваня (в кучерском армячке):
- Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке):
- Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Исторический факт: граф Клейнмихель курировал строительство Николаевской железной дороги. Ему по должности было положено: как-никак – главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий, однако, периодически пытался доказать императору, что железные дороги в России вообще без надобности.
Пресловутые «откаты» и «распилы» были изобретены не в наше время. Клейнмихель щедро раздавал подряды на строительство и ремонт нужным людям, в том числе – родичам, при том, что стоимость и качество возводимых объектов были очень далеки от идеала.
Попробую начать оценку деятельности графа исходя из четырёх параметров: ум, честность, энергия, преданность.
Начнём с конца.
Личная преданность Клейнмихеля Николаю Первому не поддаётся описанию. Думаю, что если бы император отдал приказ Петру Андреевичу внезапно умереть на месте, тот исполнил бы его тотчас, не прибегая ни к каким внешним воздействиям.
Что касается энергии, то мне думается, что повышенная активность графа подчас была показной. Он умел создать иллюзию бурной деятельности с весьма скромными результатами. Тем не менее – «четвёрка». Всё-таки «усердие всё превозмогает» - такова была надпись на медали, выбитой в честь Клейнмихеля за восстановление Зимнего дворца после великого пожара.
Про честность, я думаю, всё ясно: вор и казнокрад Алексашка Меншиков нервно курит в углу. Ноль баллов.
Чтобы стало ясно начёт умственных способностей, расскажу пару историй.
Однажды делая инспекцию путей сообщения, граф приехал в Москву и назначил местным чиновникам время приёма. Но в урочный час никого не было: в те годы Первопрестольная находилась в другом часовом поясе. Кое-как этот печальный факт удалось растолковать рассвирепевшему министру. Однако, в Нижнем Новгороде история повторилась. Это совершенно вывело Клейнмихеля из себя:
- Нет, я понимаю, что в Москве может быть свой собственный меридиан, но куда это годится, если каждый дрянной городишко тоже хочет иметь собственное время!
Ещё более дикий случай произошёл с изобретателем Кербецем (мне не удалось найти информацию об этом человеке), который придумал механическое устройство для забивания свай. Процесс сразу пошёл быстрее, но Клейнмихель объявил учёному строгий выговор. За что? А за то, что «он этой машины прежде не изобрёл и тем ввёл казну в огромные и напрасные расходы».
Так что за ум – два балла: всё же читать-писать умел.
Высший орден империи – святого Андрея Первозванного – Клейнмихель получил 22 августа 1849 года, в один день с генералом Адлербергом.