Самый глубокий и мощный карьер. Самые большие цветочные часы. Самая длинная линия скоростного трамвая. Самый длинный город Европы. Все это и многое другое - Кривой Рог.
У автомобилистов при одном упоминании города начинается тихая паника. Таких кошмарных дорог на подъездах еще поискать нужно. И это при том, что непосредственно в Кривом Роге полно настоящих автомагистралей. Главное преодолеть ту самую незримую границу. Может это специально сделано? Чтобы супостаты не могли пробраться...
Для любителей железных дорог со столицы удобнее всего доехать на фирменном поезде “Криворожье”. Кроме того в наличии два проходящих и дневной “Интерсити”. Но, билеты нужно брать заранее. В день отъезда это сделать почти невозможно.
Как ни странно, спасают положение многочисленные автобусы. Большая часть пути от Киева проходит по вполне комфортным дорогам. А оставшийся ямочный отрезок как раз для того, чтобы пассажиры могли проснуться.
Как бы и с какой бы стороны не ехали гости их везде встречают шахты, карьеры и отвалы. Ведь Кривой Рог стоит на железной руде и со всех сторон окружен рудными залежами. На востоке это Червоный пласт, на западе – Тарапаковский, Кандыбинский и Лихмановский, на севере Саксаганский и на юге продолжение Лихмановского пласта.
Приключения начинаются прямо с вокзалов. Неважно с какого именно. Потому, что в любом случае обычно ехать приходится очень долго. Непривычно. Зато, не смотря на раннее утро, в гостинице “Центральная” уже ждут своих постояльцев. Она действительно центральная. В своем квартале разумеется. В сорок четвертом. Который находится на территории Покровского района города. Их всего семь, - Долгинцевский, Ингулецкий, Металлургический, Покровский, Саксаганский, Терновский и Центрально-Городской.
Гостиница находится на улице Мусоргского. Которая по своей сути является красивейшем бульваром. В данном месте он разливается в обширную площадь. С одной стороны стоит гостиница, с другой дворец культуры Центральный. Он принадлежит опять-таки Центральному горно-обогатительному комбинату. Наискосок через дорогу гипермаркет. В дополнение несколько отделений банков и россыпь разнообразных магазинчиков.
Не смотря на весьма почтенный возраст данное место отдыха очень уютное и комфортное. И видно, что имеется настоящий хозяин. На первом этаже располагаются отделение “Нова пошта”, парикмахерская, цветочный салон, кафе и ресторан. Они дают гарантированную прибыль. Выше - номера для проживания. Комнаты в современном стиле и очень функциональны. Разумеется в наличии кондиционер и телевизор. Если скучно можно сходить погонять шары на билиарде. Радует, что завтрак предоставляется независимо от времени суток.
Тем временем ко входу подкатывает автобус. Пора на экскурсию. Необычно, что первым объектом является шахта. Вернее учебно-производственный комбинат. Здесь учат рабочих подземщиков. И развлекают любопытных туристов!
Все как в самой настоящей шахте. Только гораздо чище и на глубине всего в несколько метров. В начале обязательный инструктаж. Потом два крутых пролета по ступенькам вниз. И... Попадаешь на рудный двор. Это то самое место под землей, где готовят добытую железную руду к подъему на поверхность. Как ее подгребают можно увидеть своими глазами. Лебедка действующая. Вот только сопровождается процесс изрядным шумом.
Но это ничто по сравнению с работой перфораторов. Они похожи на гигантские отбойные молотки. И весят килограммов пятьдесят. Поддерживаются специальным упором. Хотя, говорят, были такие молодцы, что на руках их держали.
В наличии отечественного производства и китайского. Как же без них! Правда наши умельцы дорабатывают китайское чудо до наших требований. Устанавливают виброзащитные ручки. Помогает. Но не на все сто. И у бурильщиков с годами зарабатывается профессиональная болезнь. Когда пальцы буквально скручиваются и теряют свою чувствительность.
Неподалеку полуавтоматический комплекс. Это уже совсем другая лига. Настроил и можно отойти и спокойно наблюдать за процессом. Машина отработала свое, - передвинуть и снова отдыхать. Красота!!!
Есть под землей и своя монорельсовая дорога. Железная балка профиль крепится к потолку. И по ней движется подвесные вагончики. Но, главную работу выполняют горные поезда. Непривычные для непосвященных. Высотой ниже человеческого роста. Электровоз с мощнейшей железной крышей. Если произойдет обвал, то человек останется жив. Сделаны все машины на совесть и работают десятилетиями. О чем и свидетельствуют таблички на из бортах.
А на улице жара. Хотя ехать то совсем недалеко. Минут десять и остановка у Покровского райисполкома. Перед ним шикарный сквер и пятиметровая бронзовая статуя богородицы. Мастер расширил церковное видение Покровы и сделал памятник более современным.
“Покрова засияла, как солнце, как космический огонь. То есть в этой композиции я изобразил это видение сияния солнца, такого космического огня. Она поднялась над людьми, которые собрались”, – сказал скульптор Владимир Токар
В паре десятках метров мемориал воинов интернационалистов. Его открыли в 2014 году. Солдат и его раненый товарищ. На фоне гигантских каменных глыб. И гранитные таблички с именами погибших.
За сквером виднеется портик и фасад храма искусств. Криворожский академический театр музыкально-пластических искусств “Академия движения” открыл свои двери в 1994 году. Хотя, его история началась гораздо раньше.
Еще в 1974 году начала свою работу независимая экспериментальная студия - "Театр Двух А", под руководством Александра и Антонины Бельских. Ее называли театром новых форм – философского направления и пластической метафоры. И можно смело говорить, что Театру музыкально-пластических искусств «Академия движения» - семнадцать лет, а Театру Бельских – 37!
За все эти годы его руководители получили много наград самых престижных фестивалей и конкурсов. Театр был участником 11-ти международных и 4-х всемирных фестивалей. Он презентовал свое искусство, в частности, на 12-ом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985) и международном фестивале “Караван Мира” в Ленинграде (1989). О неповторимом искусстве театра писали газеты не только Украины, но и Франции, Дании, Германии, Латвии.
Сегодня это муниципальный театр. И город заботится о своем детище. Заканчивается реставрация бывшего дома культуры, а теперь собственного здания театра. Но репетиции и спектакли не прерывались ни на миг. Вот и сейчас на сцене разыгрывается пантомима движения. Как раз тот случай, когда молчание дороже золота.
А всего в нескольких сотнях метров совсем другая жизнь. Дорога выводит к дамбе Кресовского водохранилища. Собственное море Кривого Рога. Его создали люди на старинной речушке Саксагань. Что в переводе с тюркского означает сорока. Видно много этих птичек летало над тихими водами.
Крутая тропинка выводит в заросшую деревьями и кустарниками балку. Отсюда прекрасно видно жерло в плотине откуда и вытекает вода. Интересно, что на участке шахта «Саксагань»—Черногорка река Саксагань течет в подземном коллекторе. В процессе строительства карьеров русло реки в нескольких местах искусственно изменяли. И сейчас рассматривается очередной поворот.
Тем временем хорошо натоптанная дорожка выводит к пешеходному мостику через реку. А с той стороны сразу же начинается подъем. И уже с вершины холма открывается захватывающая дух картина. Там, внизу среди каменных склонов раскинулось голубое озеро. Бывший небольшой карьер превратился в одно из самых любимых жителями города уголков отдыха. Чистейшая вода, солнце и зеленая трава. Что еще можно пожелать.
И совсем недалеко до остановки городского транспорта. Каких-то минут двадцать неспешной ходьбы и снова город. Удивительное превращение!
(Окончание следует)