На этой неделе стало известно о том, что объединение предпринимателей «Опора России», направившее в адрес нового главы Минэкономразвития письмо с просьбой отменить обязательную классификацию гостиниц, сделав ее добровольной. Однако как оказалось, не все участники рынка разделяют такую позицию.
В документе значится, что «из-за жестких технических требований процесс классификации гостиниц стал тяжелым для бизнеса». В послании упомянуто в том числе предложение минимизировать обязательные требования к техническому оснащению, упростить саму систему и продлить срок действия свидетельств о прохождении классификации с трех до пяти лет, под предлогом того, что «процесс (классификации) становится непомерной нагрузкой для бизнеса и не учитывает экономику объектов гостиничной индустрии».
Впрочем, как подчеркивают эксперты, процедура обязательной классификации гостиниц, только-только начала приносить свои плоды — в плане повышения технического оснащения средств размещения, оценки его качества, повышения квалификации персонала и т. д.
«Да, нормативная база может быть не совсем совершенна; этой проблемой как раз сейчас занимается рабочая группа «регуляторной гильотины» по туризму, Совет по классификации Минэкономразвития России. Работа идет, и сейчас — как раз такой период, когда до конца года можно основательно «почистить» нормативные акты, приведя многое в порядок», — рассказал порталу TRN президент Российской Гостиничной Ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин.
Что же касается процедуры обязательной классификации отелей — если заменить ее на добровольную, то это, по мнению РГА, отбросит гостиничный рынок в прошлый век.
«Мы все долго шли к обязательной классификации. Решение было поддержано всеми профильными общественными организациями, в том числе Российским союзом туриндустрии и Российской гостиничной ассоциацией, принято Госдумой и Советом Федерации и Президентом России. И это был действительно прорыв — как для гостиничной, так и для туристской сферы. На сегодняшний день положительные результаты налицо, и сделано очень многое: благодаря классификации (уже получили свидетельства все гостиницы с номерным фондом от 15 номеров, остались только совсем маленькие мини-отели) наконец-то появилась возможность выяснить точное количество средств размещения в РФ, как и их номерной фонд. Стало возможным проконтролировать состояние объектов, уровень обучения персонала», — подчеркивает эксперт
К тому же, считает РГА, неправильно говорить о «непомерной финансовой нагрузке»: так, например, в среднем стоимость прохождения процедуры классификации для гостиницы 3* на 100–150 номеров (а таких в РФ действительно много) — порядка 35–40 тысяч рублей, свидетельство действительно три года. Если разбить оплату по месяцам, то получится сумма всего 1000 рублей в месяц: для любого гостиничного предприятия таких масштабов, считает эксперт, она практически незаметна.
«В случае же, когда для получения свидетельства пришлось вложиться в реновацию гостиницы и обучение персонала, — не спорим, это дороже. Однако и тут траты не запредельны, причем вполне обоснованы: ведь туристы — особенно зарубежные — уже в курсе обязательной классификации средств размещения в РФ, и обязательно обращают внимание на «звезды», выбирая отель перед поездкой. Им важно получить достойный сервис, а подтвержденная на официальном уровне звездность объекта на данный период времени это гарантирует. Только благодаря обязательной классификации мы можем обещать иностранным и российским постояльцам стабильное качество сервиса. И именно благодаря ей уже удалось добиться прироста турпотока. Так что в этом смысле она себя уже оправдала», — заключил Геннадий Ламшин.
Добавим, что на данный момент РГА обратилась в профильные сообщества и ассоциации отельеров, в том числе из регионов, с просьбой высказать свое мнение, путем подготовки соответствующих обращений в Минэкономразвития России.