28 декабря 1940 года корабли вышли в Северное море, но жестокий шторм нанес "Гнейзенау" серьезные повреждения, и корабли были вынуждены вернуться в Германию.
Вообще, конструкция этих линкоров оказалась довольно неудачной. Первоначальный проект подразумевал прямой нос кораблей, но и даже после переделки его в клиперный, низкая осадка корабля сильно затрудняла нахождение кораблей в шторм в открытом море. При поддержании высокой скорости нос корабля нередко зарывался в воде, и она не только заливала палубу, но и проникала в носовые отсеки башен "Антон" и "Бруно". И это, как мы увидим, лишь часть проблем конструкции.
22 января 1941 года линкоры снова вышли в море. При прохождении проливов между Норвегией и Данией, датская разведка заметила их и передала информацию в Лондон. Командующий флотом Метрополии Дж.Тови немедленно вывел свои корабли (линкоры «Нельсон», «Родней», лин.кр «Рипалс», 8 крейсеров и 11 эсминцев) в море. Легкий крейсер «Найяд» смог обнаружить вскоре соединение Льютенса, но корабли смогли уйти от него, скрывшись в снежном заряде, а Тови посчитал, что сообщение "Найяда" ошибочно. И "Шарнхорст" и "Гнейзенау" ушли в Норвегию.
Чтобы запутать английское командование, 1 февраля Кригсмарине приказал выйти крейсеру "Адмирал Хиппер" из Бреста. Он начал самостоятельно действовать на коммуникациях Гибралтар-Фритаун.