Анна Михалкова раскрыла подробности съемок в сериале «Частица Вселенной» который сегодня стартует на Первом канале (автор идеи и продюсер фильма — Валерий Тодоровский, автор сценария и режиссер — Алена Званцова): «Когда начала читать сценарий Алены Званцовой, то не смогла прерваться до последней строчки. Алена, если начинает писать о какой-то теме, разрабатывает ее досконально. И благодаря ей мы погрузились в мир космонавтики еще на уровне подготовки к съемкам.
Нам посчастливилось снимать в ЦУПе и Звездном городке. Это очень закрытый мир, словно ты попадаешь на другую планету. Работа там похожа на хорошо отлаженную машину, где каждый знает, что он должен делать. А какое количество ритуалов и традиций существует вокруг старта! В итоге - удивительное сочетание науки, и мистическое соблюдение обрядов…»
«Частица Вселенной» — это история не только о трех космонавтах, но и о трех настоящих женщинах (их играют Виктория Исакова и Яна Гладких), которые умеют ждать. Кроме романтических сцен, в фильме присутствует множество невыдуманных эпизодов: перед полетом герои соблюдают специальные обряды, а их жены безоговорочно верят в особые приметы и суеверия.
Актриса Алексей Макаров), работавшего в сфере космической оптики и восемь лет отучившегося в Отряде космонавтов, зачисляют в экипаж, который должен отправиться на МКС. Командир экипажа Геннадий Яшин (Сергей Пускепалис) и потомок «космической династии» Тимур Кутовых (Владимир Яглыч) сначала относятся к новичку настороженно. В космосе троице вместе с американскими астронавтами предстоит ликвидировать последствие серьезной аварии. В картине также заняты Алексей Агранович, Яна Сексте, Казимир Лиске, Андрей Смирнов, Евгений Гришковец и другие звезды.
«Я давно думал сделать настоящую мелодраму в совершенно неожиданном новом пространстве, — признается Тодоровский. — Не в обычном офисе или квартире… Я понял, что хотел бы сделать love story в космосе, загорелся идеей и поделился ею с Аленой Званцовой. В первую очередь, «Частица Вселенной» это история про любовь. Но разворачивается она в том мире, в котором совершаются рискованные поступки, а герои живут сложной, не рядовой жизнью».
«Мы задумывали этот фильм с Валерием Петровичем Тодоровским больше 10 лет назад, — уточняет Званцова. «Частица Вселенной» это и космический триллер, и история большой любви. Космос здесь позволяет обострить чувства, увеличить расстояния между любящими людьми… Кастинг на роли космонавтов был долгим. При выборе актеров важен был вопрос фактуры, много замечательных российских актеров мы не взяли. Это действительно тяжелая физическая работа…
Жены космонавтов у нас ничуть не менее важны, чем истории их мужей на орбите. Они у нас фигуры действующие, страдающие и принимающие решения… Викторию Исакову и Аню Михалкову я сразу представляла в этих ролях. С Викторией Исаковой у меня давние отношения, под нее придумывались и «Точка», и «Оттепель». Когда мне нужна умная, интеллигентная, сильная женщина, представляю себе именно Исакову. Она моя муза… Что касается Анны Михалковой, то когда ее героини в фильмах попадает в любовный треугольник, все симпатии на ее стороне. Очень сложно соперничать с силой ее женской привлекательности, с ее теплом и обаянием. Замечательную Яну Гладких я видела до съемок в сериале «Город»...
Съемки проходили в реальных интерьерах Центра Управления Полетами, в Звездном городке и в настоящей сурдокамере — звуконепроницаемом помещении, где тренируются космонавты. Съемочной группе помогали консультанты из ЦУПа. Для сцен на МКС был выстроен большой павильон. Примерно треть сюжета происходит в невесомости, которую создавали силами каскадёров и оператора Шандора Беркеши.
Актеры, занятые в космических сценах, в течение нескольких месяцев занимались на специальных тренажерах, имитирующих невесомость. На первой же встрече каскадеры показали им комплекс упражнений для того, чтобы правдоподобно сыграть «эффект невесомости». Увидев Яну Сексте, каскадеры пошутили: «Понятно, слабое звено…» Она услышала и... нашла консультантов, каждый день занималась воздушной акробатикой и гимнастикой на тросах. Когда актриса снова встретилась с каскадерами, они поразились ее блестящей форме.
Для того чтобы показать актеров в невесомости, было создано огромное количество систем подвесок. Моторизированные лебедки, скоростные дороги, система «паук», специальные кранстрелки, трюковые краны, к которым цепляли артиста и, зачастую, невесомость в кадре создавалась при помощи трех, четырех различных систем. С одним актером работали одновременно 3-4 человека.
Режиссер трюковых сцен Александр Стеценко рассказывает: «От артиста зависит 90% успеха. За два месяца до начала проекта мы встретились с артистами, начался тренировочный процесс. Приходилось прокачивать спину, пресс, заниматься статическими упражнениями. Благодаря этому, они смогли летать на всех этих подвесках, удерживая свой корпус в состоянии невесомости. Я думаю это очень тяжело. У них налет был по 5 часов за смену». В одной из небольших ролей зрители увидят Евгения Гришковца, сыгравшего отца Иоанна, священника на Байконуре. По словам Евгения, роль небольшая, но важная. Ему два дня ходить в полном облачении священнослужителя. Это уже само по себе было интересно и непросто.